Неполная семья – это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми
Особенности неполных семей
В настоящее время одной из наиболее актуальных тем в психологии, является тема разделения полоролевых функций женщины и мужчины в обществе, и в семье. Современные реалии таковы, что гендерные роли претерпевают смещение, все чаще женщины принимают на себя роль мужчин. Если еще буквально несколько десятков лет неполная семья, где мать одна воспитывала ребенка, считалась неполноценной, то в настоящее время к таким семьям относятся вполне лояльно. Однако с точки зрения психологии, дети, воспитывающиеся в неполных семьях, могут иметь проблемы в формировании половой идентичности. Особенно данные проблемы присущи подросткам из неполных семей.
Половая идентичность – это социальное формируемое соотношение мужского и женского, которое основано на представлении о роли мужчин и женщин в обществе.
В том случае, если подросток воспитывается в полной семье, то у него перед глаза имеется наглядное представление о том, какую роль в семье и обществе занимают мужчины и женщины. Если же семья не полная, то возможно искажение данных ролей. Обусловлено это тем, что мать, воспитывающая ребенка в одиночку, берет на себя не только женские обязанности, но и мужские. В то же время ребенок понимает, что отец (мужчина) в силу каких-то обстоятельств отказался или отклоняется от полноценного выполнения своих обязанностей.
Таким образом, семья занимает одно из важнейших мест среди основных факторов социализации и формирования навыков адекватного полоролевого поведения у подростка. Кроме того, именно распределение ролей в семье оказывает влияние на формирование у него правильного образа мужчины и женщины.
Роль мужчины в воспитании подростков
Особое значение в неполных семьях, где ребенка воспитывает только одна мать, имеет проблема изучения особенностей образа отца (мужчины) в сознании подростков (девушек и юношей).
Современные мужчины все чаще стремятся избежать ответственности за семью и детей, в связи с чем, они покидают семьи, что в итоге приводит к несформированности образа отца (мужчины) у подростков, а также к нарушению взаимоотношений между ними.
Роль отца в воспитании и формировании личности подростка очень велика. Каждому подростку важно иметь перед собой положительный образ мужчины (отца), иметь с ним отношения, основанные на доверии и взаимном уважении. Особое значение имеет и авторитет отца, так как именно авторитет отца во многом способствует гармоничному развитию личности юноши.
Для девушек положительный образ отца (мужчины) так же важен, так как с опорой на него она в дальнейшем выбирает себе спутника жизни.
Взаимоотношения между матерью и отцом для девушки являются моделью взаимоотношений между мужчиной и женщиной. В том случае, если девушка воспитывается в неполной семье, то у нее может быть сформировано нереалистичное отношение мужчинам.
Особое значение в воспитании подростков имеет роль отца (мужчины) в контексте полового развития.
Личный положительный пример отца способствует тому, что юноша в непринужденной обстановке осваивает все особенности психики мужчины и приобщается к мужской субкультуре. Такое воспитание значительно уменьшает риск возникновения у подростка невротических проявлений и инфантилизма. Если семья неполная и юношу воспитывает только мать, то это может привести к формированию у него женских черт в характере и поведении.
Роль отца в половом воспитании девушек так же имеет определенную значимость, так как общение с отцом (мужчиной) позволяет сформировать у девушки необходимые навыки по эффективному взаимодействию с мужским полом. Значимость наличия данных навыков заключается в том, что у девушки, как у будущей женщины вырабатывается необходимая модель поведения в личной и семейной жизни. В том случае, если девушка воспитывается только матерью, то велика вероятность развития у нее внутренней и внешней зажатости, закомплексованности, скованности, такие девушки часто считают себя непривлекательными.
Образ отца у подростков из неполных семей
Проблема образа мужчины у подростков из неполных семей имеет комплексный психологический характер. Это обусловлено тем, что ее исследование и осознание тесно связано с темой семьи, воспитания, культуры, традиций и т.д.
Образ – это особенное восприятие разнообразных психологических качеств индивида, определяющих дальнейшее развитие будущей личности.
Особенности образа мужчины у подростков из неполных семей, основаны на особенностях психологического развития подростков. В этой связи принято выделять несколько аспектов восприятия подростком отца, который покинул семью:
- Образ реального родителя – формируется в том случае, когда отец (мужчина) принимает достаточно активное участие в жизни подростка, его воспитании, обучении и развитии, несмотря на то, что они не проживают вместе как семья.
- Образ идеального родителя – формируется у подростка в том случае, когда отец не принимает участие в его жизни, не идет на контакт, но ребенку хочется, чтобы его отец был именно таким, каким он его «видит» в своих мыслях.
- Образ родителя как себя – подросток «примеряет» на себя имеющуюся семейную ситуацию, представляет, каким бы он был родителем в данном случае.
В настоящее время, в результате исследования, проведенного О.Г. Калиной, было установлено, что влияние образа отца (мужчины) на формирование личности подростков из неполных семей, зависит от пола, возраста и эмоционального благополучия подростка.
Таким образом, образ отца (мужчины) – это важная для психического развития подростка структура, формирование которой начинается с рождения ребенка и осуществляется под воздействием различных внутренних (половозрастные и ситуативные проекции, фантазии) и внешних (коммуникации со значимыми близкими людьми, культуральные стереотипы, взаимодействия с отцом) факторов.