Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности мышления детей младшего школьного и подросткового возрастов

Определение 1

Мышление младшего школьника находится на переломной стадии развития. В этот период оно переходит от наглядно-образного к словесно-логическому (понятийному). Это придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер.

Особенности развития мышления ребенка младшего школьного возраста

Младший школьный возраст ученые назвали вершиной детства. Эта стадия в современной периодизации психического развития включает период с 6-7 до 9-11 лет. У детей меняется образ и стиль жизни, появляются новые требования и социальная роль ученика. Для младшего школьника присущ принципиально новый вид деятельности — учебная.

В школе дети приобретают не только новые знания и умения, но и соответствующий социальный статус. У них изменяется восприятие собственного места в системе отношений, интересы, ценности и в целом уклад жизни.

Особенности мышления связаны в этом возрасте со следующими изменениями:

  • Становление ведущей деятельности;
  • Завершение перехода от наглядно-образного мышления к словесно-логическому;
  • Формирование социального смысла учения (например, проявляется через отношение школьника к оценкам);
  • Появление доминирующей мотивации достижения;
  • Изменение распорядка дня;
  • Укрепление новой внутренней позиции;
  • Изменение системы взаимоотношений младшего школьника с окружающими людьми.

Доминирующая функция в младшем школьном возрасте — это мышление, развитию которого в школе принадлежит особая роль. С началом обучения оно начинает выдвигаться в центр психического развития, становясь предопределяющим в системе прочих психических функций.

Раньше в науке преобладало мнение, что у детей младшего школьного возраста ведущим становится конкретно-образное мышление. Тем не менее, такие ученые, как Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов, показали, что дети этого возраста обладают гораздо большими познавательными возможностями. Это дает возможность развития теоретических форм мышления.

«Особенности мышления детей младшего школьного и подросткового возрастов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенности мышления младших школьников

Ребенок в возрасте 7-8 лет, как правило, мыслит с помощью конкретных категорий с опорой на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений. По этой причине в младшем школьном возрасте можно говорить о развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Это предполагает активное включение в обучение моделей различного типа (например, предметных моделей, схем, таблиц, графиков).

Младший школьник склонен буквально понимать переносное значение слов с наполнением их конкретными образами. Соответствующую мыслительную задачу он решает проще, когда берет за основу конкретные предметы, представления или действия.

Если взять за основу образность мышления, то учителя принимают большое количество наглядных пособий, раскрывая содержание абстрактных понятий и переносное значение слов на конкретных примерах. Младшие школьники первоначально запоминают не то, что становится более существенным с позиции учебных задач, но и то, что производит на них большее впечатление (например, то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и является новым).

Наглядно-образное мышление начинает ярко проявляться здесь при понимании, например, сложных картин, ситуаций. Для их понимания необходима так называемая ориентировочная деятельность. Понять сложную картину — означает понять ее внутренний смысл. Это предполагает аналитико-синтетическую работу, выделение деталей и сопоставление их друг с другом. В наглядно-образном мышлении принимает участие речь. Она помогает называть признак, сопоставлять несколько признаков. Лишь на основе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в этом возрасте формируется формально-логическое мышление.

Мышление младшего школьника существенно отличается от мышления дошкольника. Для последнего присуще такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении. Дошкольники чаще и легче задумываются над тем, что им интересно, что их увлекает. Младший школьник в результате обучения в школе получает потребность регулярно выполнять задания в обязательном порядке. Таким образом, он учится управлять своим мышлением.

Особенности мышления подростков

Способность к мышлению постепенно формируется при развитии ребенка и его познавательной деятельности. Процесс познания начинается с отражения мозгом реальной действительности через ощущения и восприятие. Они представляют собой чувственную основу мышления. О мышлении начинают говорить с того момента, когда происходит отражение некоторых простейших связей между предметами и явлениями.

Подростковый возраст — это особая стадия в развитии ребенка, когда происходит переход от детства к взрослости. На этом этапе развиваются новые составляющие. Это характерно для следующих сторон развития:

  • Физическое,
  • Умственное,
  • Нравственное,
  • Социальное.

Особенности мышления подростка связаны с тем, что у него формируется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Его реализация в определенной мере осуществляется в учебной деятельности, переходя на более высокий уровень на стадии младшего подросткового возраста.

У подростка продолжает развиваться логическое мышление, которое имеет характер теоретическо-рефлексивного мышления. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции начинают показывать формально-логический характер, а рассуждения абстрагируются от конкретного, наглядного материала, начиная представляться в словесной, гипотетико-дедуктивной форме.

Школьник в этот период овладевает в процессе обучения системой научных понятий, что развивает у него основу понятийного и теоретического мышления. Это дает возможность начать решать учебные задачи с ориентацией на внутренние, существенные свойства и отношения.

Мышление в этом возрасте включается в процесс обучения. Это проявляется через понимание учебного материала, овладение необходимым содержанием, способами действий, решение разнообразных задач и проблем, постановку целей, рефлексивную регуляцию.

Дата последнего обновления статьи: 21.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot