Моральные суждения — это высказывания, которые выражают моральную оценку, норму или предписание.
Понятие и особенности моральных суждений
Различие моральных суждений в соответствии с их логической структурой и модальностью выступает в качестве источника формирования (модальная логика) двух дисциплин: логика оценок и логика норм (деонтическая логика). Эти направления занимаются исследованием указанных типов суждений.
На разделение моральных суждений повлияло то, что для некоторых крупных философских и этических концепций выделение логической или метафизической первичности добра в отношении долга либо, наоборот, долга в отношении добра (например, у Канта) становится принципиально важным. Тем не менее, в рамках живого морального сознания суждения добра и долга происходит их редуцирование друг к другу. Это связано с тем, что то, что морально одобрено, одновременно может восприниматься в качестве объекта морального долга.
Логическая структура суждения по типу долженствования не отличается от структуры оценочного суждения. Так, сказать «Должно х» – значит сказать «х — это должное». По этой причине в логике и этике различие моральных суждений большей частью не акцентируется, при этом результат исследования одного из них без особых корректировок распространяется и на другой тип.
Основными направлениями исследований моральных суждений в метаэтических трудах стали выяснения их специфики в отношении внеценностных и ценностных суждений. Такая специфика различными учеными рассматривается либо в пределах особой логической формы моральных суждений, или в некоторых содержательных аспектах, которые могут быть раскрыты с помощью их семантической или прагматической интерпретации.
Моральные суждения в рамках нравственного развития дошкольника
Нравственное развитие представляет собой одну из центральных линий психического развития дошкольного детства, которая предполагает формирование в единстве и взаимосвязи следующих составляющих:
- Нравственное сознание, включающее нравственные представления и понятия, знание норм и правил поведения;
- Нравственное поведение, в том числе готовность к поступку, действию в зависимости от нравственных норм и правил;
- Нравственные чувства и отношения, включающие переживание чувства удовлетворения или неудовлетворения от совершенных поступков.
Нравственное развитие в дошкольном возрасте характеризуется положительным отношением к взрослому человеку, выполнение ребенком нравственных норм и правил поведения. Последний процесс концентрируется на установке положительных контактов с взрослыми людьми.
Развитие совокупности нравственных норм и моральных суждений в дошкольном детстве связано с выдвижением взрослыми людьми системы требований. Они начинают приучать ребенка к их выполнению, формируя основу для нравственного развития дошкольника. В этом случае нередко происходит нарушение требований и запретов взрослых. Это связано с объективными особенностями поведения, включая ситуативность и импульсивность.
Особенности моральных суждений связаны с нравственными проявлениями ребенка, которые относятся к эмоциональному отношению к объекту, на который они направляются. У дошкольника формируются оценочные суждения («хороший», «плохой»). Сначала они выглядят как подражание взрослым оценкам, а потом становятся выражением отношения ребенка к самому себе и другим.
Нравственное поведение, основанное на моральных суждениях, сначала проявляется стихийно. Часто это происходит по побуждению взрослых людей или под воздействием ситуации. Как правило, оно не осознается малышом как таковое. В этот же период развиваются первые нравственные привычки и качества, в первую очередь, в бытовой и предметной деятельности.
Взрослые создают возможности для того, чтобы подводить ребенка к осознанию потребности соблюдать нормы и правила, выносить моральные суждения, которые связаны с конкретными ситуациями, в которые он включается.
Развитие моральных суждений дошкольников
Период дошкольного возраста — это важнейшее время с точки зрения генеза и развития социальных норм психики и нравственного поведения. В это время у ребенка начинают формироваться первые моральные суждения. В них преобладает тематика, преимущественно ориентированная на социальное окружение. Это создает широкую основу для первичных форм социально значимых качеств.
Дошкольное детство занимает по шкале физического развития стадию с 3 до 6 лет. Этот период вносит большой вклад в психическое развитие человека. За годы дошкольного детства дети способны приобрести многое из того, что остается с ними долгое время. Это определяет их в качестве личности в рамках последующего интеллектуального развития.
Одними из первых детьми усваиваются моральные суждения о так называемом «бытовом» поведении. Они связаны с культурно-гигиеническими нормами, а также с нормами, которые относятся к отношению к своим обязанностям, к соблюдению режима дня, к обращению с животными и вещами. Последними усваиваются нормы, касающиеся обращения с людьми, поскольку они очень сложны для детского понимания.
Позитивную роль для усвоения правил играет сюжетно-ролевая игра с правилами, распространенная в старшем дошкольном возрасте. Именно в них формируются различные моральные суждения, поскольку ребенок осуществляет представление, наблюдение и усвоение правил, превращая их в привычные формы поведения.
Первоначально дошкольник следует усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения с помощью подражания (младший дошкольный возраст). В более старшем возрасте дети более глубоко осознает суть самих моральных суждений. Они не только сами могут их продуцировать, но и внимательно следят за тем, как это делают другие, находящиеся рядом дети.