Влияние семьи на особенности конпинг-стратегии подростка
Копинг-стратегия - это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями.
Подростковый возраст является именно тем периодом жизни ребенка, когда он испытывает наибольшее количество различного рода психологических стрессов. Основным механизмом защиты от стресса является развитая «копинг-стратегия», особенности содержания которой во многом зависят от семьи.
Развиваясь в условиях определенной семьи, ее традиций и устоев, а также копинга, подросток постепенно формирует собственную копинг-стратегию, которая во многом схожа с копингом семьи. В случае, если семья является малообеспеченной, то она имеет ряд проблем, преследующих ее на протяжении всей жизни. Данные проблемы не могут, не отразиться на копинг-стратегии подростка.
Малообеспеченная семья - это семья, средний доход которой на каждого человека не превышает установленный законодательством и региональными представительствами прожиточный минимум.
То есть, основной проблемой данной семьи является нехватка денежных средств, и соответственно невозможность удовлетворение всех потребностей подростка.
Копинг-стратегия малообеспеченной семьи представляет собой семейный фундамент стойкости, адаптивности к любым условиям, высокой жизнеспособности. Все это может быть представлено у каждого члена семьи в разной степени. Кто-то с легкостью и оптимизмом переживает финансовые трудности, а кто-то, напротив, очень остро воспринимает постоянную нехватку средств.
Особенностями копинг-стратегии подростка из малообеспеченной семьи можно назвать:
- Наличие конкретной стратегии совладания – это определенное социальное поведение, посредством которого подросток справляется с трудностями в настоящий момент, и посредством которых он планирует изменить ситуацию в будущем в лучшую сторону.
- Наличие четкой линии копинга, то есть того как подросток терпит, выдерживает, привыкает, избегает или разрешает каждую конкретную стрессовую ситуацию или ситуацию напряжения.
- Высокая адаптивность копинг-поведения подростка, которая повышается под воздействием более сильных стрессов. То есть, чем сильнее стресс испытывает подросток, чем сложнее стрессовая ситуация, тем более у него выражено адаптивное поведение, которое было сформировано в условиях семьи. Как показывает статистика, российские семьи имеют высокий уровень адаптивности к различным стрессовым ситуациям, но при этом уровень совладания преобладает средний.
- Выраженность копинга у подростка значительно выше, если семье пришлось пережить такие стрессовые ситуации как развод родителей, гибель одного из членов семьи и т.д.
Стили копинг-стратегий у подростов из малообеспеченных семей
Каждая семья по-разному реагирует на стресс, в связи с чем, стили и стратегии продуктивного или функционального копинга подростков из малообеспеченных семей чаще всего включают в себя:
- Потребность в самостоятельном поиске информации, необходимой для понимания происходящей стрессовой ситуации или события.
- Ожидание и поиск социальной поддержки от родных, близких, друзей, соседей и иных людей, которые способны поддержать и оказать необходимую помощь. Если подросток воспитывается в благополучной малообеспеченной семье, то он прибегает к помощи профессионалов (психолог, психоаналитик, социальный педагог, классный руководитель и т.д.).
- Гибкость семейных ролей не только внутри той семьи, где подросток воспитывается, но и в последующем в той семье, которую он сам создаст.
- Наличие твердой уверенности в том, что все будет хорошо и успешно разрешиться, оптимизм при решении проблемных ситуаций.
- Наличие активной коммуникации с семьей, на поддержку которой можно рассчитывать при решении проблем. Совместное с семьей решение проблем, кроме того, оказывает положительное влияние на улучшение взаимодействия между ее членами, укрепление семейных связей.
- Вовлеченность всех членов семьи в решении трудностей и проблем, подросток не чувствует себя брошенным или одиноким.
Таким образом, основой копинг-стратегии подростка, воспитывающегося в малообеспеченной семье, является то, что он может рассчитывать на поддержку со стороны членов семьи в решении своих проблем. Это обусловлено тем, что малообеспеченные семьи весьма сплоченные и в решении проблем их члены объединяются.
Организация психологической работы с подростками из малообеспеченных семей по формированию адекватной копинг-стратегии
При организации психологической работы с подростками из малообеспеченных семей, особое внимание необходимо уделять формированию у них адекватных копинг-стратегий и стратегий совладающего поведения.
Всех подростков, вне зависимости от уровня благополучия и благосостоянии семьи, следует обучать использованию продуктивных поведенческих и когнитивных стратегий преодоления стрессовых ситуаций.
В процессе обучения эффективному копинг-поведению у подростков, необходимо делать особый упор на развитие у них умения обращаться за профессиональной и квалифицированной социальной поддержкой, а также овладение ими способами эффективного разрешения проблем и приемам эмоциональной саморегуляции.
Условия психологической работы с подростками из малообеспеченных семей овладению ими совладающего копинг-поведения:
- Соблюдение организационно-педагогических условий, предусматривающих своевременное и качественное обогащение ресурсов воспитательно-образовательной среды.
- Соблюдение психолого-педагогических условий, направленных на качественное формирование у подростков стремления к жизненному творчеству, посредством развития социально-значимых личностных качеств.
Таким образом, психолого-педагогическая поддержка должна обеспечивать развитие конструктивных стратегий преодоления подростками трудных жизненных ситуаций.