Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности иррациональных убеждений и копинг-стратегий

Понятие «копинг- стратегий»

Определение 1

Копинг-стратегии – это эмоциональные, когнитивные и поведенческие стратегии, которые человек использует для преодоления стресса и совладания с ним.

Копинг-стратегии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Копинг-стратегии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Изучая детскую психологию в 60-х годах XX века, Л. Мэрфи ввела этот термин в научный оборот. Что касается русской психологической школы, то она использует сходные определения этого явления – «переживание», «совладающее поведение».

На начальном этапе копинг-стратегии определялись как реакция человека на чрезмерные требования, превышающие его внутренние ресурсы. Затем понятие расширилось и ныне включает в себя реакции на ежедневные стрессовые ситуации.

В кризисной ситуации человеку необходимы копинг-стратегии.

Кризисная ситуация с одной стороны предполагает наличие какого-то объективного обстоятельства, а с другой стороны требует от человека определенного отношения к этой ситуации в зависимости от его значимости. Сама ситуация сопровождается эмоционально-поведенческими реакциями различного рода и степенью интенсивности, а её характеристикой является психическая напряженность. Насколько субъект сможет совладать с ней, т.е. психологически преодолеть её, зависит от личности субъекта и реальной ситуации.

Событие может оказывать разное по степени травматичное воздействие на одного и того же человека в разные периоды времени. Каждый индивид ситуацию как стрессовую определяет для себя сам. Стрессовая ситуация всегда вызывает тревогу у каждого конкретного человека, вызывает эмоциональную нестабильность, психологический и физиологический дискомфорт.

«Особенности иррациональных убеждений и копинг-стратегий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Психологическая адаптация в этих условиях происходит с помощью копинг-стратегий и механизмов психологической защиты, которые представляют собой специальную систему стабилизации личности, ограждая сознание от травмирующих факторов.

Психологическая защита является неосознанным процессом, направленным на то, чтобы уменьшить отрицательные переживания, а копинг-стратегии – осознанные способы деятельности, которые дают возможность адаптироваться к сложной ситуации, восстановить и сохранить эмоциональное равновесие.

При изучении копинга исследователи сравнительно недавно начали применять ресурсный подход. Суть его в том, что при решении трудной жизненной проблемы человек использует определенные, имеющиеся ресурсы. Это может быть эмоциональная и моральная поддержка окружающих его людей (ресурсы внешнего характера) и внутренние ресурсы – способности и навыки самой личности.

Из всех ресурсов какой-то их ряд может быть ключевым, и вся система ресурсов личности выстраивается относительно их. Поэтому недостаток одних ресурсов может компенсироваться избытком других.

Человек, умеющий правильно распределять ресурсы, уверенно держится на ногах даже в сильной стрессовой ситуации. К наиболее важным внутренним ресурсам человека относятся позитивные его качества – адекватная самооценка, способность к творчеству, эмоциональная устойчивость, позитивное мышление.

Иррациональные убеждения

Человек, эмоционально реагируя на некоторые события, говорит, что был зол, или расстроился. Хотя само по себе событие не несет в себе эмоционального заряда.

Недовольство и обида появляются у человека в зависимости от того, как он воспринимает данное событие. Если считать, что событие негативное, то и реакция на него тоже будет негативной. От того, как человек интерпретирует то или иное событие будет зависеть его реакция. Данное обстоятельство обнаружил американский психолог и психотерапевт А. Эллис.

Интерпретации событий у многих людей основаны на иррациональных убеждениях. Иррациональными он считает те установки, которые под собой не имеют никаких объективных подтверждений, но могут вызвать очень сильные эмоциональные реакции, совсем не соответствующие значимости события.

А. Эллис выделил четыре категории иррациональных убеждений:

  1. убеждения, указывающие на долженствование, например, «я должен всем позвонить», «они должны быть внимательны» и др.;
  2. ужасающие суждения, убеждающие человека в том, что всё плохо, ужасно, кошмарно, например, «если я не сделаю этого, то меня могут убить»;
  3. убеждения, согласно которым нельзя принять мир, если он не такой, каким должен быть;
  4. убеждения порицающие, имеющие цель унизить человека, повинного в том, что события стали развиваться по-другому, а не так как должны были развиваться, например, «она не очень хороший человек, потому что пришла с опозданием и всё пошло наперекосяк».

Эти категории включают наиболее распространенные иррациональные идеи. Для большей части эмоциональных проблем они становятся базой. В результате негативной интерпретации событий у человека появляются избыточно негативные эмоции. Склонность интерпретировать эти события негативно приобретается в детстве или в течение жизни человек научается это делать.

Сильные отрицательные эмоции, затрагивающие глубинные структуры личности, являются следствием иррациональных убеждений. В результате этого человек может испытывать сильный гнев, чувство вины, тревогу, что приводит к депрессиям и неврозам.

Замечание 1

Иррациональные мысли – это причина внутренних конфликтов, причина разлада с самим собой и причина конфликта с другими людьми.

Иррациональные убеждения являются большим препятствием в решении задач и достижении цели. Важно осознать иррациональные мысли и трансформировать их в конструктивные. Не исключено, что в этом процессе нужна будет помощь психолога, который поможет изменить иррациональные суждения.

Возрастные особенности копинг-стратегий

На протяжении человеческой жизни происходит постоянная смена ситуаций, меняются и способы их разрешения.

Если говорить о подростках возрастом от 10 до 15 лет, то можно назвать важнейшую их черту – стремление общаться со сверстниками и желание утвердить свою самостоятельность и независимость. Личностным новообразованием этого периода является становление нового уровня самосознания, Я-концепции, продолжается процесс обучения способам психологического преодоления трудностей.

Копинг-поведение подростков малоизученная тема – специфика кризисной социально-психологической ситуации не всегда учитывается. Типичными кризисными ситуациями в жизни подростка Е.Н. Туманова считает неприятности в семье, взаимоотношения со сверстниками, со значимыми взрослыми, учебной деятельности, здоровье.

Проведенные исследования показывают, что стремление к учебе у современных подростков снижается, семья в жизненных планах занимает скромное место, невелико стремление осознавать свое место в мире. Большое количество подростков отразили в ответах неверие в свои силы. Проведенные сравнительно возрастные исследования предпочтительных форм психологического преодоления показывают возрастные закономерности в выборе способа копинг-поведения.

С возрастом, те эмоциональные формы, которые уже хорошо отреагированы, теряют свою популярность, а проблемно-ориентированные, наоборот, используются чаще. Правда, надо сказать, что применение этих форм зависит от проблем субъекта.

Если жизненные трудности в подростковом возрасте разрешаются в основном эмоциональным путем, то в пожилом возрасте преобладающими будут духовные способы сопротивления стрессу.

Специалисты считают, что развитие успешных стратегий преодоления трудностей важно стимулировать, чтобы конструктивно разрешать возникающие проблемы. Например, мысли о собственном ничтожестве, другие негативные представления влекут за собой нарушение адаптации.

Стратегия избегания также оказывает негативное влияние на эффективность интеллектуальной деятельности.

Для преодоления критических ситуаций в юности, Д. Шек предлагает формы социальной поддержки – это когнитивная, инструментальная, эмоциональная, материальная помощь.

Социальная поддержка сохраняет здоровье и благополучие человека, потому что смягчает воздействие стресса на организм.

В подростковом возрасте учебно-познавательная деятельность является ведущей в формировании личностных качеств и вместе с этим идет рост психоневрологических и психосоматических заболеваний. Это может быть связано с напряжением в учебе, межличностных отношениях и привести к выработке компенсаторно-приспособительных механизмов личности.

Для современной российской молодежи характерно стремление к удовольствиям и развлечениям, а это саморазрушение, в основе которого лежит наслаждение, уводящее человека от цели. Поскольку самосознание подростка идет по линии наименьшего сопротивления, то это детерминирует включение защитных механизмов преодоления.

Дата последнего обновления статьи: 22.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot