Ранняя взрослость – это период, который наступает сразу после юности и характеризуется стабильностью в психологическом, психофизиологическом и социальном аспектах развития человека.
Психологические особенности периода ранней взрослости
С психологической точки зрения взрослость человека предполагает эмоциональную зрелость и саморегуляцию, ответственность за собственные поступки и поведение, способность к саморефлексии, потребность в трудовой деятельности и устойчивых взаимоотношениях.
Основными потребностями взрослого человека являются желание состояться в семье и профессии, а также определиться с собственной социальной и гражданской позициями, образом жизни и др.
Особенностью раннего периода взрослости является то, что именно в этот период люди «делятся» на две категории: те, кто стремятся к развитию, самоопределению, достижению определенных целей и тех, кто, не имеет данных стремлений, принятых называть инфантильными личностями.
Инфантильная личность – это личность, которую характеризуют незрелость чувств, наличие внешнего локус-контроля, завышенная самооценка и нетребовательность к самому себе, а также эгоцентризм по отношению к окружающим.
Инфантильная личность стремится «уйти» от проблем, которые присущи периоду ранней взрослости. Человек не способен самостоятельно определиться с выбором будущей профессии, не стремится брать на себя ответственность за семью и ребенка, а также принимать на себя соответствующие возрасту социальные роли и обязанности.
Факторы инфантилизма
Инфантилизм – это своеобразное «откладывание взрослости», которое представляет собой ответ на новую реальность, меняющиеся условия жизни, повышение требований к человеку и т.д.
Основные факторы возникновения инфантилизма в период ранней взрослости:
Расширение «способов проживания своей жизни». В настоящее время практически каждый человек имеет несколько альтернатив развития собственной жизни. Например, получив специальность и поработав в определенной профессиональной сфере, человек может кардинально изменить свою жизнь, посредством получения еще одного образования. Зачастую человек продолжает учиться после получения образования не только с целью расширения собственных профессиональных способностей, но и с целью «возвращения в детство», «продления беззаботных студенческих дней». Если человек не имеет конкретных профессиональных установок, то такое продление обучения может его дезориентировать, сделав, по сути, «вечным студентом».
Образовательный выбор имеет «неопределенный срок действий». Очень часто молодые люди после окончания общеобразовательной школы не стремятся получать профессиональное образование, они хотят «пожить для себя» и точнее определиться с выбором будущей профессии. В итоге это может привести к тому, что человек попросту откладывает принятие жизненно важного решения и умышленно «затягивает» свое взросление. Вместо выработки собственной жизненной стратегии человек ограничивает «короткими» тактиками в определенных сферах жизни.
Изменение условий социализации. Современное общество и некоторые аспекты общественной жизни «ушли» в цифровые технологии и интернет. Все чаще люди стали общаться и взаимодействовать посредством разнообразных гаждетов в мобильных приложениях и социальных сетях. Аналогично и в сфере образования. В настоящее время можно получать образование не посещая учебное заведение. Эти новшества коснулись и профессиональной сферы, появляется все больше возможностей работать удаленно. По мнению исследователей, замена «живого общения» негативно сказывается на восприятии человеческих эмоций, постепенно происходит «аутизация» общества. Все это способствует развитию инфантилизма среди людей раннего периода взрослости. Человеку не нужно «утруждать» себя общение с людьми, можно уйти от «реальности» на «законных основаниях (учиться и работать в сети Интернет), что приводит к развитию эмоциональной незрелости человека.
Изменения в социокультурной среде, девальвация привычных ролей. В настоящее время изменился жизненный лозунг молодых людей. Если еще несколько десятилетий каждый молодой человек стремился стать счастливым, то современные молодые люди стремятся стать успешными. В этой связи многие жизненные ценности меняются, посредством приобретения приставки «не». Например, чтобы быть успешным, не нужно заводить семью, не нужно рожать детей и т.п. Все это разрушает у человека патриархальные ценности, мешающие современному человеку быть успешным. С учетом данных изменений инфантилизация молодого поколения выглядит вполне логичной.
Таким образом, современные условия, которые изначально создавались с целью облегчения жизни человека и совершенствования его деятельности, оказывают непосредственное влияние на развитие инфантилизма у людей в период ранней взрослости.
Исследования инфантилизма в период ранней взрослости
Исследования особенностей проявления инфантилизма в период ранней взрослости проводились различными учеными в разных направлениях и с разных точек зрения.
Так, Дж. Арнетт, выделили особо «опасный» период для развития инфантилизма в период ранней взрослости. Таким периодом ученый назвал возраст от 18-ти до 25-ти лет. Молодые люди уже не являются подростками, но они еще и не взрослые в полном смысле этого слова. У них нет полной независимости от родителей, большая часть продолжает жить с родителями. В этот период человек имеет много возможностей, но при этом и очень мало обязательств. По сути, это период широких возможностей. Если человек проявит усилия, то он может дать самому себе мощный старт во взрослую жизнь. В случае, если человек не стремится проявлять активность и прилагать усилия, то он ему не только сложно в дальнейшей жизни, но и есть вероятность развития инфантилизма.
Развивая далее мысли и исследования Дж. Арнетта, единомышленница и коллега Карла Густава Юнга, Мария-Луиза фон Франц описала в своем труде «Вечный юноша» особую форму психологического невроза человека, который на протяжении всего периода взрослости проявляет инфантилизм.
У людей, страдающего этим неврозом, возникает чувство, что в реальной жизни их еще не существует. В поисках (партнера, работы, призвания) их не покидает ощущение, что это еще не то, что им нужно. Состояние «жизни на черновик» может затягиваться, — у «вечного юноши» формируется внутренний отказ жить настоящим. В итоге могут появиться зависимости, приступы агрессии, фобии.