Национальная идентичность (национальное самосознание) — это элемент идентичности человека, который связан с ощущаемой им принадлежностью к определенному этносу (нации).
Этническая социализация и национальная идентичность
Этническая социализация — это многомерный процесс социального характера, который рассматривается через единство коллективного (каждое новое поколение этноса занимается освоением исторической культуры) и индивидуального (каждый член осваивает общую этническую культуру) измерения.
Этническая социализация представляет собой непрерывный процесс. Его стадии напрямую не всегда связаны с возрастным и психологическим развитием личности. Главный критерий первичной стадии этнической социализации заключается в формировании национальной идентичности, которая имеет возрастную динамику. В качестве критерия вторичной стадии выступает этнокультурная компетентность личности. В ее основе лежит позитивной этике. Современному обществу необходимы образованные, нравственно воспитанные и предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.
Принято рассматривать три сферы, в которых развивается личность в плане национальной идентичности:
- Индивидуальное самоопределение личности по видам деятельности и личностным приемлемым вариантам участия в ней;
- Включение в социальную работу под руководством учителей через осознание цели этой работы и сопоставление ее с личностными целями;
- Рефлексия участия в деятельности с дальнейшей коррекцией в выбранном направлении.
Смысл современной концепции педагогов состоит в том, чтобы не мешать, а создавать предпосылки саморазвитию растущего человека. Они должны обучать детей адекватной самооценке, активной предприимчивости и взаимодействию, что в дальнейшем поможет им эффективно и правильно жить в современном обществе. Таким образом, формирование национальной идентичности в рамках успешной реализации воспитательных целей, становится доминантой в работе педагогического коллектива.
Формирование этнической идентичности учащихся в условиях поликультурной среды
В учебных заведениях могут обучаться дети разных национальностей (поликультурная среда). В этом случае педагогический коллектив должен взять за основу культурные, духовные, национальные традиции народов, представители которых учатся в данном учреждении. Таким образом, необходимо создание поликультурной образовательной среды для всех. Она будет способствовать национальной идентичности для социально активной творческой личности.
Для формирования национальной идентичности в условиях поликультурной среды необходимы следующие мероприятия:
- Формирование представлений школьников о толерантности;
- Развитие критического мышления, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать собственную точку зрения, находить компромиссы в обсуждаемых проблемах;
- Воспитание терпимости к чужому мнению;
- Формирование условий для возможности живого общения, развития коммуникативных связей в образовательных учреждениях, семье, социуме;
- Создание условий для создания системы нравственных ценностей на основании этнокультурных традиций всех членов образовательного процесса;
- Содействие этнокультурному семейному воспитанию, помогающему восстановить этнокультурные традиции семьи.
В учебных заведениях с поликультурным составом учащихся педагогический коллектив должен выстраивать целостную систему работы по стимулированию положительной национальной идентификации школьников. В этом плане у учащихся важно развивать установки толерантного поведения, веротерпимости, выражение уважения к своему и другим этносам, сопереживание, взаимодействие, независимость суждений.
Национальная социализация в современном обществе начала выполнять поистине глобальную и мировоззренческую миссию. Она формирует множественную и многоуровневую идентичность личности, которая способствует конструктивному функционированию этничности в жизни человека и социума, включая позитивную этническую идентичность и толерантное этническое взаимодействие.
Новое понимание сути наполнения этнической социализации и национальной идентичности способно актуализировать концептуальную разработку феномена этнической социализации в условиях современного мира.
Развитие национальной идентичности у школьников из монокультурной среды
Формирование национальной идентичности школьников в условиях монокультурной среды становится важнейшей задачей современной образовательной школы. Сегодня вопрос развития гражданской идентичности в учебных заведениях становится едва ли не самым актуальным в современной системе образования.
Новый Федеральный государственный стандарт предполагает наличие у школьников сформированных знаний в области патриотизма, любви к своей родине, гражданской идентичности, активности в социуме. Школьники должны знать о толерантности, приверженности ценностям, которые закреплены в законах России. Образовательная система содержит систему универсальных учебных действий, которые предопределяют способности школьников обучаться и сотрудничать в случае преобразования и познания окружающего мира.
Процесс формирования национальной идентичности связан с социокультурными, экономическими и образовательными особенностями. Они характеризуются трансформацией сложившейся системы воспитания в семье и образовательных учреждениях. Для этого требуется пересмотр образовательных стандартов, которые учитывают интересы семьи, общества и страны, изменение контингента школьников в сторону их поликультурного состава.
Формирование национальной идентичности в монокультурной среде осуществляют такие институты, как общественные учреждения, семья, школа, организации дополнительного образования, СМИ. В совокупности они создают систему межсетевого взаимодействия.