Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности эмоционального развития ребенка с нарушением зрения

Эмоциональное развитие ребенка

Определение 1

Эмоциональное развитие ребенка - это познание ребенком эмоций, их проявлений и обучение навыкам регуляции эмоциональных состояний. Эмоциональное развитие определяется как генетическими факторами, так и социальными (воспитание)

Интенсивное эмоциональное развитие начинается уже в первые годы жизни ребенка: первоначально они связаны с удовлетворением или неудовлетворением базовых потребностей, что выражается через плач или спокойствие. Позже ребенок способен идентифицировать лицо родителей и проявлять улыбку, смех.

Первые годы жизни ребенка чрезвычайно сильно связаны с эмоциональным контактом ребенка с окружающей средой. Неслучайно поэтому родители, общаясь с малышами в первые годы жизни делают подчеркнуто эмоционально.

Помимо близких людей, эмоциональное развитие ребенка происходит и среди ровесников и других детей, где ребенок приобретает более разветвленный опыт эмоционального реагирования.

Эмоциональная саморегуляция начинается с развития общей произвольности психических процессов - сензитивный период определяется младшим школьным возрастом. В этом возрасте у детей актуализируются разнообразные страхи, тревога, агрессивное поведение.

Поэтому эмоциональное развитие дошкольников отличается высокой степенью неустойчивости и подвижности.

Психическое развитие детей с нарушениями зрения

Замечание 1

Психическое развитие детей, имеющих проблемы со зрением, отличается несколько иной динамикой, такие дети получают меньший объем информации, соответственно их психический опыт реагирования существенно меньше.

Это не может не отразиться и на работе психоэмоциональной сферы: такие дети, как правило отличаются более высокой тревожностью, эмоциональной напряженностью и склонностью к стрессовым переживаниям. Нередко у таких детей отмечается и повышенный уровень агрессивности и враждебности, вспыльчивости, импульсивному типу реагирования. В общении может проявляться эмоциональная холодность и дистанцированность, склонность «уходить в себя», а также тенденция к депрессивным состояниям.

«Особенности эмоционального развития ребенка с нарушением зрения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В тифлопсихологии исследователи отмечают, что нередко развитие негативного спектра эмоций связано с преобладанием в семье такого стиля воспитания как гиперопека.

В целом, выделяют два основных типа поведения детей с неразвитой эмоциональной сферой и преобладанием эмоций негативного спектра:

  • дети с выраженной неуравновешенностью эмоциональных процессов, легкой возбудимостью, склонностью к аффектациями в социальных ситуациях (гнев, обида, грубости, драки);
  • дети со стойким и выраженным негативным отношением к окружающим и общению, такие дети избегают общения, более сдержанны при появлении обиды и гнева.

Нарушения зрения накладывают определённые ограничения на психическое развитие личности ребенка – он становится зависим от близких и окружения, в также от специализированных коррекционных условий.

Специфика эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения выражается следующим образом:

  • задержка в освоении предметно-манипулятивной деятельности, что ведет к отставанию в игровой деятельности, что отражается и в межличностном общении с другими детьми;
  • сложности получения визуальной информации об эмоциональном состоянии других детей по мимике и жестикуляции: для плохо видящих детей жесты являются способом уточнения информации, поэтому жесты без словесного объяснения несут для них мало информации. Вследствие этого, важно, обучать детей с нарушениями зрения жестам, отражающим эмоции других людей;
  • сложности в невербальной реализации собственных эмоций: их чувственный опыт переживания эмоций не сильно широк, порой наблюдается анемия лица и бедность экспрессивных движений.

Дети с нарушениями зрения плохо используют пантомимику для отражения эмоциональных состояний, что влияет и на то, что они не фиксируют ее у других детей.

Помимо этого, для детей с нарушениями зрения характерно преобладание тревожности, которая выражается в закрытости, напряженности, страхом перед всем новым и необычным, неуверенность в себе и заниженная самооценка, склонность фиксироваться на негативных эмоциях.

Для большинства детей с нарушениями зрения социальные страхи вообще занимают большой процент среди прочих страхов, которые в свою очередь формируют в эмоциональной сфере преобладание таких переживаний, как обида и вина

Влияние нарушений зрения на психоэмоциональную сферу

Зрение для слабовидящих является основным средством восприятия: соответственно познание окружающей действительности происходит для них в искаженном и суженном виде и строится на наглядно-действенной основе.

Общую специфику восприятия окружающей действительности слабовидящими детьми можно выстроить следующим образом. Слабовидящие дети испытывают трудности при восприятии формы, размера и месторасположения предметов, что сказывается и на фрагментарности восприятия окружающей действительности: выпадение деталей и нюансов.

Помимо этого, нарушается и оценка формы предметов, их пространственного расположения друг относительно друга, глубина пространства.

Кроме этого, поле зрения слабовидящих детей заметно сужается и делает восприятие окружающей среды последовательным и сукцессивным, что является затруднительным фактором для предметно-манипулятивной деятельности, игровой и т.д.

В том числе, среди слабовидящих детей есть большое число детей, имеющих сложности также и в цветоразличении, контрастной чувствительности.

Нарушения глазных функций также влияет и на то, что слабовидящие дети плохо отслеживают динамические изменения вовне, восприятие быстро меняющихся процессов, им сложно зафиксировать свой взор.

Вышеперечисленные особенности восприятия оказывают прямое влияние на восприятие эмоций других людей: оно становится фрагментарным (ребенок не способен целостно оценить ситуацию), узким в своем объеме (ребенок не способен отследить несколько эмоций), сокращенным по содержанию эмоциональной ситуации (выпадение деталей и нюансов), а также замедленным по темпу (выпадение динамики эмоциональных процессов).

Помимо этого, нарушения зрения имеют и ряд вторичных последствий: снижение познавательных процессов (происходит отставание в наглядно-образном мышлении из-за нарушений зрения, которое затрудняет овладение предметом, манипулирование им), нарушается физическое развитие (неточность координации, темпа движений, быстроты).

Дата последнего обновления статьи: 12.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot