Эмоциональное развитие ребенка
Эмоциональное развитие ребенка - это познание ребенком эмоций, их проявлений и обучение навыкам регуляции эмоциональных состояний. Эмоциональное развитие определяется как генетическими факторами, так и социальными (воспитание)
Интенсивное эмоциональное развитие начинается уже в первые годы жизни ребенка: первоначально они связаны с удовлетворением или неудовлетворением базовых потребностей, что выражается через плач или спокойствие. Позже ребенок способен идентифицировать лицо родителей и проявлять улыбку, смех.
Первые годы жизни ребенка чрезвычайно сильно связаны с эмоциональным контактом ребенка с окружающей средой. Неслучайно поэтому родители, общаясь с малышами в первые годы жизни делают подчеркнуто эмоционально.
Помимо близких людей, эмоциональное развитие ребенка происходит и среди ровесников и других детей, где ребенок приобретает более разветвленный опыт эмоционального реагирования.
Эмоциональная саморегуляция начинается с развития общей произвольности психических процессов - сензитивный период определяется младшим школьным возрастом. В этом возрасте у детей актуализируются разнообразные страхи, тревога, агрессивное поведение.
Поэтому эмоциональное развитие дошкольников отличается высокой степенью неустойчивости и подвижности.
Психическое развитие детей с нарушениями зрения
Психическое развитие детей, имеющих проблемы со зрением, отличается несколько иной динамикой, такие дети получают меньший объем информации, соответственно их психический опыт реагирования существенно меньше.
Это не может не отразиться и на работе психоэмоциональной сферы: такие дети, как правило отличаются более высокой тревожностью, эмоциональной напряженностью и склонностью к стрессовым переживаниям. Нередко у таких детей отмечается и повышенный уровень агрессивности и враждебности, вспыльчивости, импульсивному типу реагирования. В общении может проявляться эмоциональная холодность и дистанцированность, склонность «уходить в себя», а также тенденция к депрессивным состояниям.
В тифлопсихологии исследователи отмечают, что нередко развитие негативного спектра эмоций связано с преобладанием в семье такого стиля воспитания как гиперопека.
В целом, выделяют два основных типа поведения детей с неразвитой эмоциональной сферой и преобладанием эмоций негативного спектра:
- дети с выраженной неуравновешенностью эмоциональных процессов, легкой возбудимостью, склонностью к аффектациями в социальных ситуациях (гнев, обида, грубости, драки);
- дети со стойким и выраженным негативным отношением к окружающим и общению, такие дети избегают общения, более сдержанны при появлении обиды и гнева.
Нарушения зрения накладывают определённые ограничения на психическое развитие личности ребенка – он становится зависим от близких и окружения, в также от специализированных коррекционных условий.
Специфика эмоциональной сферы детей с нарушениями зрения выражается следующим образом:
- задержка в освоении предметно-манипулятивной деятельности, что ведет к отставанию в игровой деятельности, что отражается и в межличностном общении с другими детьми;
- сложности получения визуальной информации об эмоциональном состоянии других детей по мимике и жестикуляции: для плохо видящих детей жесты являются способом уточнения информации, поэтому жесты без словесного объяснения несут для них мало информации. Вследствие этого, важно, обучать детей с нарушениями зрения жестам, отражающим эмоции других людей;
- сложности в невербальной реализации собственных эмоций: их чувственный опыт переживания эмоций не сильно широк, порой наблюдается анемия лица и бедность экспрессивных движений.
Дети с нарушениями зрения плохо используют пантомимику для отражения эмоциональных состояний, что влияет и на то, что они не фиксируют ее у других детей.
Помимо этого, для детей с нарушениями зрения характерно преобладание тревожности, которая выражается в закрытости, напряженности, страхом перед всем новым и необычным, неуверенность в себе и заниженная самооценка, склонность фиксироваться на негативных эмоциях.
Для большинства детей с нарушениями зрения социальные страхи вообще занимают большой процент среди прочих страхов, которые в свою очередь формируют в эмоциональной сфере преобладание таких переживаний, как обида и вина
Влияние нарушений зрения на психоэмоциональную сферу
Зрение для слабовидящих является основным средством восприятия: соответственно познание окружающей действительности происходит для них в искаженном и суженном виде и строится на наглядно-действенной основе.
Общую специфику восприятия окружающей действительности слабовидящими детьми можно выстроить следующим образом. Слабовидящие дети испытывают трудности при восприятии формы, размера и месторасположения предметов, что сказывается и на фрагментарности восприятия окружающей действительности: выпадение деталей и нюансов.
Помимо этого, нарушается и оценка формы предметов, их пространственного расположения друг относительно друга, глубина пространства.
Кроме этого, поле зрения слабовидящих детей заметно сужается и делает восприятие окружающей среды последовательным и сукцессивным, что является затруднительным фактором для предметно-манипулятивной деятельности, игровой и т.д.
В том числе, среди слабовидящих детей есть большое число детей, имеющих сложности также и в цветоразличении, контрастной чувствительности.
Нарушения глазных функций также влияет и на то, что слабовидящие дети плохо отслеживают динамические изменения вовне, восприятие быстро меняющихся процессов, им сложно зафиксировать свой взор.
Вышеперечисленные особенности восприятия оказывают прямое влияние на восприятие эмоций других людей: оно становится фрагментарным (ребенок не способен целостно оценить ситуацию), узким в своем объеме (ребенок не способен отследить несколько эмоций), сокращенным по содержанию эмоциональной ситуации (выпадение деталей и нюансов), а также замедленным по темпу (выпадение динамики эмоциональных процессов).
Помимо этого, нарушения зрения имеют и ряд вторичных последствий: снижение познавательных процессов (происходит отставание в наглядно-образном мышлении из-за нарушений зрения, которое затрудняет овладение предметом, манипулирование им), нарушается физическое развитие (неточность координации, темпа движений, быстроты).