Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности детско-родительских отношений в период кризиса 7 лет у детей

Замечание 1

Кризис 7 лет — это период, когда у ребенка появляется необходимость преодолеть первые школьные нагрузки, научиться общаться со сверстниками, которые также переживают этот период. В 7 лет происходит изменение отношений ребенка с родителями.

Особенности новообразований кризиса 7 лет

Психологи считают, что кризис 7 лет отражается на поведении любого ребенка. Выготским Л. С. было определено несколько новообразований кризиса 7 лет. К ним относятся:

  • Внутренние особенности личности, которые характерны для детей в этот период;
  • Утрата детской непосредственности;
  • Процесс осмысления и обобщения переживаний.

Любые психологические новообразования кризиса этого возраста характеризуются определенной незавершенностью, поскольку большая их часть не способна выполнять регулирующую функцию в деятельности ребенка. Это проявляется лишь на вербальном уровне (например, в разговоре с взрослыми людьми).

Статья: Особенности детско-родительских отношений в период кризиса 7 лет у детей
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Детское поведение перестает быть сиюминутным, непосредственным и естественным. Происходит его опосредствование с помощью обобщенных переживаний (в частности представления о собственных возможностях). Специфика поведения ребенка в кризисный период представлена двумя формами: яркой (острой) и более сглаженной.

Для первой формы присущи негативные симптомы: манерничанье, кривляние. Действия и поведение уже не отличаются непосредственностью и естественностью. Более сглаженная форма проявляется в том, что дети могут стать непонятными для взрослых людей во многих своих проявлениях.

Механизм кризиса по Л.С. Выготскому представлен дифференциацией внешней и внутренней жизни ребенка. По этой причине в поступки привносится интеллектуальный момент, вклинивающийся в переживания и непосредственно в поступок.

Вслед за Выготским симптоматику кризиса 7 лет, связанную с трудновоспитуемостью, стала рассматриваться Л.И. Божович. Она отметила, что в этом возрасте у ребенка появляется раздражительность, непослушание, конфликтность с родителями и педагогами. Ребенок начинает отрицательно относиться к ранее выполняемым требованиям (проявляется упрямством и негативизмом). Трудновоспитуемость ребенка объясняется исследователем с точки зрения фрустрации, которая возникает как ответ на депривацию его значимых потребностей.

«Особенности детско-родительских отношений в период кризиса 7 лет у детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Среди новообразований кризиса, влияющих на отношения с родителями, можно выделить появление внутренней позиции школьника. Она проявляется через ясно выраженное стремление занять «взрослое» положение в жизни. Ребенок осознает себя в качестве субъекта в системе человеческих отношений. Его самооценка начинает иметь в основе оценку окружающих и нравственные представления других.

Механизм протекания кризиса ученые рассматривают посредством противоречия осознания социального «Я» и возникновения внутренней позиции (новое отношение к окружающему и самому себе). В это время появляется потребность выхода за рамки детского образа жизни. Индивид стремится занимать новое положение в обществе для осуществления общественно значимой деятельности. Данная потребность не всегда может быть реализована, что несомненно ведет к кризису.

Современные исследователи выделили особенности кризиса 7 лет, рассматривая ребенка этого возраста как «социального функционера». Они говорят о его способности осуществлять действия в рамках выбранной социальной роли. Реализация соответствующих ролей, включая детско-родительские отношения, приводит к устойчивому различию двух образов «Я» личности: «Я» реальное и «Я» идеальное.

Поведенческие симптомы можно рассмотреть в трех планах:

  • Отношения с другими людьми (например, выбор доверенного среди взрослых или сверстников, с которыми можно вступить в особые, открытые отношения);
  • Взаимодействие с предметным миром (например, самостоятельная деятельность на основании познавательного интереса);
  • Отношение к самому себе (например, появление тайн и секретов, одиночество, осознание конечности человеческого бытия).

Механизм кризиса 7 лет включает рефлексию переживаний, которая реализуется в качестве когнитивных умозаключений в рамках ролевой практики. У ребенка обобщаются переживания; дифференцируется Я-реальное и Я-идеальное, появляется произвольность поведения.

Среди особенностей поведения также необходимо выделить негативные проявления в виде пауз (оттягивает выполнения указаний взрослых), споров (возражения в ответ на просьбу, оспаривание времени выполнения и др.), непослушания (не выполняет привычные требования, отказывается от участия в привычных делах). Ребенок может начать хитрить в отношениях со взрослыми, нарушая привычные требования в скрытом виде. Он проявляет упрямство, когда противопоставляет собственное занятие требованиям родителей.

Особенности отношений с родителями в период кризиса 7 лет

В отношении с родителями ребенок 7-летнего возраста может проявлять требовательность, настаивая на своём и настойчиво напоминая об обещанном. Он начинает проявлять капризы в виде ярких негативных эмоциональных проявлений в качестве реакции на неуспех. Характерной бывает и реакция на критику, когда человек ждет похвалы и проявляет острую эмоциональную реакцию на негативную обратную связь.

Среди нейтральных проявлений необходимо выделить внешний вид ребенка. Он начинает внимательно относиться к собственной внешности, часто спорит с родителями по поводу одежды. Он проявляет все чаще взрослое поведение, что вербально выражается с помощью демонстративной рассудительности, пространных рассуждений о причинах собственного поведения. На уровне поведение — это проявление карикатурной взрослости, нарочитое поведение.

В детско-родительских отношениях кризиса 7 лет есть и положительные проявления. Ребенок становится более самостоятельным в желании делать что-то в роли взрослого (например, выбор видов деятельности и обязанностей, которые ранее ему не принадлежали). Он все больше стремится к продуктивным видам деятельности, включая шитье, конструирование, рисование и др.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot