Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности агрессивного поведения подростков

Определение 1

Агрессивное поведение – это любой тип поведения, которое направлено на оскорбление или причинение вреда другим людям (живому существу), которые не желают подобного обращения.

Понятие агрессии и агрессивности

Агрессия в качестве психического состояния характеризует отношение индивида к другим (живым и неживым) объектам. Она включает познавательный, эмоциональный и волевой компонент.

Как свойство личности агрессия может выступать в виде мотивации, внутреннего побуждения к совершению агрессивных действий. В этом случае она способна отражать относительно устойчивую готовность к агрессивным действиям в разных условиях. Здесь присутствует потенциально агрессивное восприятие и потенциально агрессивная интерпретация как устойчивая личностная особенность восприятия и понимания мира.

Для агрессивного поведения присуще наличие деструктивных тенденций в отношении других людей, при этом агрессия как объект необходимости может являться целью и мотивом поведения или самостоятельной ценностью.

Агрессия в качестве поведенческого проявления подростка представлена таким поведением, которое имеет соответствующую направленность. Она концентрируется на совершении действий, причиняющих вред (физический или моральный).

Замечание 1

Категория «агрессия» отличается от понятия «агрессивность». Агрессивность рассматривают как определенную личностную черту или свойство, которое характеризует готовность к проявлениям агрессии. Разница между понятиями, в частности, состоит в том, что не любое агрессивное действие имеет в своей основе агрессивность личности, при этом агрессивность не всегда способна приводить к агрессивным действиям.

Подходы к рассмотрению агрессивных действий подростков

«Особенности агрессивного поведения подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Проявление агрессивности в качестве личностного качества подростков в некоторых их актах поведения в форме агрессивных действий в любом случае представляет собой результат сложнейшего взаимодействия личностных факторов и особенностей сложившейся ситуации. Многие авторы трактуют агрессивность как черту личности, указывая на ее приобретенный характер, чем вносят элемент социальной обусловленности.

У подростка уровень агрессивности можно рассматривать как проявление реакции на обучение в процессе социализации или ориентацию на культурно-социальные нормы, включая норму социальной ответственности и наказания за акты агрессии.

Категория «норма агрессивности» должна рассматриваться как минимум с двух сторон, как:

  • средний (допустимый) уровень агрессивности;
  • норма поведения, которая принята в обществе и имеет соответствующий социальный контекст.

Есть исследователи, которые полагают, что гармонично развитая личность характеризуется наличием в ней некоторой степени агрессивности. Эта черта обусловлена природой и делает человека социально адаптированным (например, в ходе преодоления жизненных трудностей). Если же индивид не способен проявить агрессивность, то он становится пассивным, конформным, происходит снижение его социального статуса.

Большинство психологов выделяют два типа агрессивных действий, которые характерны также и для подростков - враждебная агрессия имеет целью причинить жертве страдания или другой вред, инструментальная агрессия, представляет собой средство достижения определенной цели (денег, социального статуса, территории).

Как правило, инструментальная агрессия, мотивирована ситуацией и социальными целями. Трудность их дифференциации состоит в том, что невозможно провести четкую границу между враждебной и инструментальной агрессией. Это обусловлено тем, что враждебные намерения в рамках социальных ситуаций в большинстве случаев замаскированы под инструментальную форму агрессии.

Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте

Агрессивное поведение в детском и подростковом возрасте — это актуальная проблема в психологии, особенно в контексте отклоняющегося поведения. В состав психологических особенностей подросткового возраста, которые могут вызывать агрессивное поведение, необходимо включить:

  • Неустойчивость эмоциональной сферы,
  • Проявление самоутверждения и доказательства самостоятельности,
  • Стремление показать свою индивидуальность,
  • Возникновение сложностей во взаимоотношениях с взрослыми людьми (проявляется через негативизм, упрямство),
  • Формирование самооценки и свойств характера,
  • Возникновение и проявление акцентуаций характера,
  • Проявление дезадаптивных форм поведения,
  • Формирование собственных взглядов,
  • Проявление высокой степени внушаемости в отношении сверстников,
  • Появление сексуального влечения к противоположному полу,
  • Формирование самосознания и эгоцентричности,
  • Избыточная утомляемость и импульсивность,
  • Склонность к риску и самоутверждению.

Важнейшая особенность поведения в подростковом возрасте, как общее следствие изменений в психологии, представлена подростковой агрессивностью. Она обладает собственной специфической природой и может рассматриваться в качестве результата социогенеза, который протекает под воздействием соответствующих целенаправленных, организованных и стихийных (неорганизованных) воздействий на подростковую личность.

Психологи рассматривают большое число причин, способных спровоцировать детскую и подростковую агрессию. Некоторые из них в состав таких причин включают факторы: социальный, поведенческий, персональный и др.

Персональный фактор представлен низким уровнем самооценки и воспитания, импульсивностью, разными зависимостями, чрезмерной готовностью к риску, недостатком чувства самосохранения и др.

Для поведенческого фактора присуще отклоняющееся поведение (например, вандализм, слабая успеваемость в школе, попытки сбежать из дома и т.д.). Социальный фактор предполагает смену воспитателей, культ насилия в обществе, воздействие средств массовой информации, отклоняющееся поведение, низкий социальный (экономический) статус семьи, зависимость от социальной помощи

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot