Психологическая коррекция (психокоррекция) — это набор психологических техник, в основе которых лежит психологическое консультирование.
История и задачи психокоррекции
Психологическая коррекция представляет собой воздействие на клиента, которое осуществляется с целью нормализации его психического состояния.
Психокоррекция является одним из направлений прикладной психологии. Она концентрируется на исправлении особенностей психологического развития, а также формировании условий для позитивных изменений личности, личностного роста, реализации врожденных наклонностей (таланта), саморазвития.
Понятие «психологическая коррекция» появилось в обиходе психологов относительно недавно (в начале 70-ых годов прошлого века). В качестве единого направления она постепенно разделилась на несколько отраслей и теперь включает образовательное, медицинское, педагогическое, спортивное и социальное направление.
Цель психокоррекции как учебной дисциплины состоит в формировании у учащихся знаний и умений в сфере психокоррекционной работы психолога. В данном случае психокоррекция представлена основным видом психологической помощи детям и взрослым.
Среди задач психокоррекции необходимо выделить:
- Формирование представлений о специфике психокоррекционной работы практических психологов, основных стадиях, принципах и средствах оказания психологической помощи в этой деятельности;
- Обучение подходам к сбору психологического анамнеза, формулировке психологических диагнозов и прогнозов;
- Формулировка цели и задачи психокоррекционной работы, разработка эффективной стратегии оказания соответствующего воздействия;
- Обучение процедуре формирования, разработки и осуществления психокоррекционных программ;
- Обеспечение умения вести психологическую коррекционную работу и использовать необходимые средства психологической коррекции (обучение технологиям, методам, техникам и приемам работы);
- Формирование установки на перенос умений и знаний, полученных в ходе обучения, в процесс реальной практической деятельности.
Виды психокоррекции
Психокоррекционные мероприятия классифицируют в соответствии с характером направленности на симптоматические и каузальные.
Симптоматическая коррекция предполагает краткосрочное воздействие, используемое для снятия острых симптомов отклонения в развитии, которое может помешать переходу к коррекции каузального типа.
Каузальная (причинная) коррекция выявляет сами источники и причины отклонений. Этот тип психокоррекции более долговременен, требует больших усилий. Тем не менее, он более эффективен, если сравнивать его с симптоматической коррекцией. Это обусловлено тем, что одни и те же симптомы отклонений способны обладать абсолютно разной природой, причинами и психологической структурой нарушений.
В зависимости от содержания принято различать коррекцию следующих сфер:
- Познавательная сфера;
- Личностная сфера;
- Аффективно-волевая сфера;
- Поведенческие аспекты;
- Межличностные отношения;
- Внутригрупповые отношения (например, семейные, супружеские, коллективные);
- Отношения между родителями и детьми и др.
По форме работы с клиентами психокоррекция делится на личную и групповую. Мероприятия могут проводиться в закрытых естественных группах (семье, классе, коллективе сотрудников), открытых группах для клиентов, у которых есть сходные проблемы. Также предусмотрена смешанная форма (индивидуально-групповая).
По продолжительности различают сверхкороткую, короткую и длительную коррекцию. Первая из них продолжается минуты или часы. Она концентрируется на разрешении актуальных изолированных проблем и конфликтных ситуаций. Негативный момент заключается в том, что эффект от такой коррекции чаще всего непродолжителен.
Короткая коррекция длится несколько часов (дней) и используется с целью решения актуальных проблем. Она определенным образом «запускает» процесс изменений, который продолжается и после того, как сеанс завершен.
Длительная коррекция продолжается месяцами. Здесь в центре внимания находится личностное содержание проблем. В процессе такой коррекции происходит проработка большого количества деталей, при этом для эффекта характерно медленное развитие и достаточно стойкий характер.
Виды коррекционных программ
Общая модель коррекции представляет собой систему условий оптимального возрастного развития личности в целом. Для нее присуще расширение, углубление и уточнение представлений людей об окружающем мире, других людях, событиях в обществе, связях и отношениях между ними.
Общая модель предполагает применение разных видов деятельности с целью развития системного мышления, анализирующего восприятия, наблюдательности. Для нее присущ щадящий охранительный характер осуществления сеансов, что учитывает состояние здоровья пациента (особенно у того, кто переживает посттравматический стресс, находится в неблагоприятных социальных и физических условиях жизни).
В основе типовой модели психокоррекции лежит организация практических действий на разных базисах. Она направлена на овладение соответствующими элементами действий и поэтапное создание разных действий.
Для индивидуальной модели коррекции присуще определение индивидуальной характеристики психического развития пациента, включая его интересы, обучаемость, типичные проблемы. Здесь происходит выявление ведущих видов деятельности или проблем, аспектов работы отдельных областей, формирование уровня развития разных действий.
В ходе индивидуальных сеансов составляются программы личного развития, которые опираются на более сформированные стороны и действия ведущей системы. Это необходимо для того, чтобы перенести полученные знания в новые виды деятельности и жизненные сферы конкретной личности.