Деловая коммуникация – это отдельный особый вид общения, который концентрируется на организации и оптимизации сотрудничества индивидов в трудовом процессе. С его помощью обеспечивается ведение переговоров, деловых совещаний, публичных выступлений и деловой переписки.
Деловая и публичная коммуникация
В конкретной профессиональной деятельность деловая и публичная коммуникация обладает собственной спецификой. Ее цель представлена установкой контакта друг с другом, обменом определенной информацией для построения совместной деятельности, сотрудничеством. В качестве предмета коммуникации выступает совместная деятельность (общее дело), при этом партнеры по общению всегда выступают как люди, имеющие значение для другого.
Основные задачи деловой и публичной коммуникации представлены:
- Продуктивным сотрудничеством,
- Сближением целей и позиции,
- Улучшением партнерских отношений.
Как правило, оба понятия характеризуются наличием совместной деятельности для осуществления определенной цели, которая концентрируется на достижении результата. Публичное и деловое общение (коммуникация) предполагают постановку необходимых целей и решение конкретных задач. Этим их отличают от общения в широком смысле слова.
Не менее важной составляющей деловой коммуникации считается совместная деятельность, которая представляет собой действия в области обмена опытом и информацией. В ней выделяют несколько обязательных элементов: единую цель, общие мотивы, побуждающие людей к совместной деятельности, взаимосвязь членов коммуникации, единое пространство и время выполнения индивидуальных действий.
В процессе деловой коммуникации единый процесс деятельности делится на отдельные функции и происходит их распределение между участниками. Здесь необходимо координировать индивидуальные действия, учитывая необходимость управления.
Деловое общение отличается от личностно-ориентированной коммуникации предметом, который представлен характером отношений между участниками. В этом процессе цель делового взаимодействия расположена за рамками коммуникационного процесса.
Этапы делового и публичного общения
Взаимодействие людей в ходе публичных и деловых коммуникаций подчиняется решению конкретной задачи, которая стоит перед организацией или человеком. Оно накладывает соответствующие рамки на человеческое поведение.
Для успешного протекания коммуникации требуются несколько этапов:
- Установление контакта или коммуникации (стадия знакомства, предполагающая понимание другого и представление себя другому человеку);
- Ориентирование в ситуации коммуникации, включая осмысление происходящих событий и выдержку паузы;
- Обсуждение интересующих вопросов;
- Решение проблемы (поставленного вопроса);
- Заключение коммуникации (выход из общения).
Деловые коммуникации – это сложный, многоплановый процесс развития контактов. Он происходит между людьми в служебной сфере, при этом участники здесь должны выступать в официальном статусе и концентрироваться на достижении цели и конкретных задач.
Специфическая особенность публичных и деловых коммуникаций представлена регламентированностью, то есть подчинением сформированным ограничениям. Их определяют с помощью следующих компонентов: типа деловой (публичной) коммуникации, формы коммуникации, степени официальности, конкретных целей и задач, которые стоят перед участниками, национально-культурных традиций и общественных норм поведения.
Особенности делового взаимодействия
Общая особенность деловой и публичной коммуникации представлена столкновением, взаимодействием экономических интересов. Здесь социальное регулирование происходит через правовые рамки. Как правило, люди вступают в деловую коммуникацию для юридического оформления взаимодействия в той или иной области. Идеальный результат взаимодействия и правового оформления отношений является партнерскими отношениями, которые выстроены через взаимное уважение и доверие.
Деловые коммуникации представлены формализованным, отстраненным, «холодным» отношением. Это можно связать с относительно жестким регламентированием целей и мотивов общения, вариантов осуществления коммуникации между сотрудниками. За каждым из них закрепляется некоторый поведенческий стандарт как устойчивая структура формальных прав и обязанностей.
Общее правило деловых и публичных коммуникаций представляет собой соблюдение формальных (ролевых) принципов взаимодействия. Здесь важно учитывать должностные роли, права и функциональные обязанности с необходимостью следования субординации и деловому этикету.
В коммуникациях в деловой и публичной сфере важен деловой этикет, функцией которого является формирование правил, которые способствуют возникновению взаимопонимания. Второй функцией делового этикета считается функция удобства, которая дает возможность сделать коммуникацию целесообразной и практичной. Российский современный этикет, необходимый для деловых коммуникаций, обладает интернациональными признаками. Его основа фактически была заложена в 1720 году с помощью «Генерального регламента».
Необходимым условием эффективной деловой и публичной коммуникации также является мотивация. В деловом общении люди одновременно выступают в качестве конкретных личностей и как представителей компаний, то есть в виде носителей определенных профессионально-ролевых функций.
Если наступает ситуация, что личностные потребности не удовлетворены в процессе деятельности или идеи (стиль поведения) индивида не совпадают с нормами группы, может возникнуть конфликт. В результате снижается интерес к работе. По причине присутствия этого общего принципа, реализуемого в деловой и публичной коммуникации, проявляется взаимная зависимость всех членов делового общения в достижении конечного результата, а также при реализации личных намерений.