Речевой навык — это речевая операция (действие), которая осуществляется в соответствии с оптимальными параметрами, к числу которых относятся: устойчивость, бессознательность, полная автоматичность, соответствие норме языка, нормальный темп (скорость) выполнения.
Понятие и особенности речевого навыка
Сформированный речевой навык предполагает, что по всем параметрам речевое действие или операция способны удовлетворять потребностям речевой коммуникации. Это значит, что обучающийся субъект выполняет ее правильно.
Категорию «навык» можно соотнести с действием и операцией. Она предопределяет относительно высокий уровень их выполнения. Понятие «умение» соотносится с деятельностью в целом.
И. А. Зимняя писала, что в процессе усвоения речевых единиц и правил их использования, человек приобретает речевую способность. Последняя создается и совершенствуется под воздействием речевого общения. Данная способность и именуется речевым умением.
В качестве целостной системы речевое умение включает в свой состав 4 подсистемы:
- лексическая,
- грамматическая,
- произносительная,
- семантическая.
Каждая подсистема содержит в свою очередь ряд связанных между собой навыков и «частных» умений, а также образов-представлений, соответствующих им и включающих образы-эталоны.
Реализация речевой способности человека происходит при выборе, отборе необходимых слов (единицы языка, которые обозначают предметы и явления, а также их отношения), составлении из них сообщения по определенным правилам используемого языка.
В соответствии со своей природой речевые навыки являются достаточно стереотипными, «механическими» действиями. Наряду с этим коммуникативно-речевые умения обладают творческим характером, так как условия общения почти никогда не могут повторяться полностью. Человек каждый раз должен снова заниматься подбором необходимых языковых средств, используя соответствующие речевые навыки.
Приемы обучения коммуникативным (речевым) умениям должны отличаться от приемов, используемых для обучения речевым навыкам.
Речевое умение и речевой навык
Речевое умение представляет собой обязательный фактор речевой деятельности, который определяется с помощью взаимодействия трех критериев:
- знание единиц языка и правил сочетания этих единиц,
- навыки пользования единиц языка,
- правила и комбинационные умения использовать имеющиеся знания с целью выражения новых мыслей в новой ситуации.
Предметное содержание базовых подсистем речевого умения включает несколько подсистем. Лексическая подсистема отвечает за усвоение основ лексических знаком языка. Для этого необходим достаточный словарный запас.
Для грамматической подсистемы характерно усвоение основных грамматических средств языка, включая, в первую очередь, синтаксические и морфологические средства.
Произносительная подсистема отвечает за сформированные базовые рече-произносительные навыки, включая навыки продуцирования фонем, навыки темпо-ритмической организации речи, слогопроизносительные навыки и др.
Рассмотрев внутреннюю структуру речевого умения, можно сделать вывод, что для лексической и грамматической подсистем речевого умения характерно самое непосредственное отношение к языковой способности людей. Произносительная же система может рассматриваться в качестве компонента собственно речевой способности.
Оптимальные параметры речевого навыка
Система взаимосвязанных между собой навыков, которая составляет внутреннее содержание каждой из подсистем речевого умения, способна отражать общее содержание речевой работы (коррекционной, логопедической работы). Здесь каждой подсистеме соответствует отдельное, самостоятельное направление действий в области формированию речевой деятельности.
Коррекционные педагоги (в первую очередь, логопеды-практики) должны всегда учитывать, что речевая способность представлена не каким-либо одним, пусть и достаточно сложным организованным умением. В ее состав входит целый комплекс различных навыков и частных умений.
Частное умение отличается от общего речевого умения, определяемого в качестве речевой способности (способности к осуществлению РД). Его необходимо рассматривать как способность к нормативной реализации определенной законченной стадии или составного элемента деятельности (например, умение составить план и программу развернутых речевых высказываний, умение вести диалог с собеседником и др.). Формирование последних и представляет собой основной предмет «речевой работы».
Все вышесказанное играет большую роль по причине того, что в пределах общественного сознания практическая логопедия чаще всего относится к коррекции недостатков произносительной стороны речи. Большая часть логопедов-практиков видит основную цель своей работы в том, чтобы формировать речепроизносительные навыки. Наряду с этим основное предназначение коррекционной логопедической деятельности заключается в создании у каждого ребенка с нарушениями речи комплексного речевого умения и способности адекватно осуществлять речевую деятельность во всех формах ее проявления.
А. А. Леонтьев писал, что сформировать оптимальные параметры речевого навыка – значит обеспечить правильное построение и реализацию высказывания со стороны обучающегося. При этом для полноценного общения необходимо, чтобы человек мог и умел использовать речевые навыки с целью самостоятельного выражения своих мыслей, намерений, переживаний. В противном случае речевую деятельность можно считать сформированной только частично, в звене ее реализации.
Обучающийся должен произвольно и осознанно осуществлять выбор и сочетать речевые операции (навыки) в соответствии с тем, для какой цели, в какой ситуации, с какими собеседниками происходит общение. Если индивид овладел этими действиями достаточно хорошо, то можно говорить о том, что у него сформировано соответствующее коммуникативно-речевое умение.