Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Роль общения в развитии речи ребенка дошкольного возраста
Общение представляет собой достаточно важную составляющую жизни ребенка дошкольного возраста. Связано это с тем, что ребенок в период дошкольного детства еще только овладевает необходимыми способами общения и от успешности их усвоения зависит успешность его взросления и социализации.
В качестве основного средства общения выступает речь, но у ребенка дошкольного возраста она возникает лишь на определенном этапе. Сам по себе процесс формирования и развития речи является достаточно сложным, предполагающим обязательное взаимодействие ребенка с другими людьми. Эффективное формирование речи у ребенка происходит только в том случае, если его потребность в общении удовлетворяется в полной мере.
По своей природе общение всегда направлено на другого человека, который выступает в качестве субъекта взаимодействия, наделенного определенными чертами и личностными характеристиками. Именно ориентация на другого человека, учет его личностны особенностей и является одним из основных своеобразий общения.
Таким образом, общение представляет собой взаимную и обоюдную активность, которая предполагает встречную направленность партнеров.
Общение присутствует у ребенка во всех сферах его деятельности. В зависимости от его успешности можно судить об успешности психического и речевого развития. Кроме того, общение оказывает значительное влияние на формирование и развитие личности ребенка в целом.
Речь является одним из важнейших условий полноценного и всестороннего развития детей. Чем правильнее и богаче речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли и идеи, соответственно и легче взаимодействовать с окружающими. Именно поэтому очень важно уделять развитию речи ребенка особое внимание.
Особое значение в развитии речи ребенка дошкольного возраста имеет речь. С возрастом общение ребенка приобретает более сложный характер, что способствует высокому уровню развития речи, воображения, мышления и иных психических процессов.
В связи с тем, что общение оказывает значительное влияние на развитие речи ребенка дошкольного возраста, окружающие его взрослые должны следить за чистотой и правильностью собственной речи в процессе общения с ребенком. Кроме того, одной из задач взрослых является организация эффективной языковой среды, которая будет увлекать ребенка в совместную деятельность и выступать в качестве образца.
Таким образом, общение играет важнейшую роль в развитии речи ребенка дошкольного возраста. По своей сути, общение достаточно многолико, включает в себя много разнообразных видов и форм.
Использование общения в качестве средства развития речи
Овладение речью является достаточно сложным процессом, изучением которого занимаются педагогики и психологи. Это обусловлено тем, что дети не могут сосредоточиться на чем-то одном и целенаправленно овладевать речью. Лишь к двум годам дети овладевают минимальной системой знаков – языком.
В настоящее время используется достаточно обширный арсенал средств по развитию речи у детей дошкольного возраста. Основным, из которых, является общение ребенка с его ближайшим окружением. Помимо развития речи, общение оказывает положительное влияние на развитие познавательной и предметной деятельности.
Таким образом, овладение речью оказывает влияние на перестройку детской психики, ребенок начинает понимать и осознавать все, что происходит вокруг него.
Использование общения, в качестве средства развития речи у детей дошкольного возраста, предусматривает:
- Использование речи взрослого (воспитателя, родителя и т.д.), в качестве культурной языковой среды.
- Активное общение ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками.
- Овладение родной речью в рамках организованных занятий и свободной самостоятельной деятельности.
- Чтение художественной литературы и обращение к разнообразным видам искусства.
Общение является уникальным средство развития речи ребенка дошкольного возраста, так как зачастую оно возникает намного раньше речи. Процесс формирования речи ребенка осуществляется в той социальной среде, в которой живет и развивается ребенок, на фоне естественной потребности ребенка в общении.
Зачастую в ходе общения возникают различные противоречия, которые у ребенка образуют разнообразные языковые способности, постепенно ребенок овладевает новыми формами речи. Но это возможно только лишь в том случае, если ребенок активно общается со взрослыми, и они «идут» в общении к нему на встречу (то есть, не отказываются общаться).
Общение подразумевает наличие собеседника, только в этом случае будет развиваться и совершенствоваться речь ребенка. Именно поэтому важно присутствие взрослого, который выступает в качестве стимула употребления речи в процессе общения.
Характер и содержание общения выступают в качестве одного из определяющих факторов для содержания и уровня речевого развития ребенка дошкольного возраста.
Речевое общение дошкольников осуществляется в рамках различных видов деятельности:
- Специальные занятия по развитию речи.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Игровая, трудовая, продуктивная и иные виды детской деятельности.
- Чтение художественной литературы и последующее обсуждение прочитанного.
- Просмотр и обсуждение иллюстраций, картин, репродукций и т.д.
Данные методы могут быть использованы как по отдельности, так и в совокупности. Важным является то, что все они предполагают общение между участниками деятельности.