Дошкольный возраст — это период жизни ребенка с 3 до 7 лет. В пределах этого периода принято рассматривать отдельно три подпериода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет), старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Особенности общения дошкольников
Общение дошкольника со сверстниками меняется качественным образом, если сравнивать его с общением в предыдущие годы. У дошкольника в возрасте с 4 - 5 лет общение со сверстниками, как правило, становится приоритетным. Дети более активно начинают общаться между собой в различных ситуациях (например, в процессе режимных моментов при осуществлении разной деятельности, включая игру, труд, занятия и др.).
Особенным образом происходит развитие общения дошкольника со сверстниками во время игровой деятельности. Совершенствующееся общение оказывает воздействие на характер игры и ее развитие. В этом процессе проявляется огромное разнообразие коллективных задач, включая:
- Совместную игру;
- Навязывание собственных образцов;
- Управление деятельностью партнера и контроль ее выполнения;
- Непрерывное сравнение с собой;
- Оценивание актов поведения.
Наличие разных коммуникативных задач предполагает освоение соответствующих действий, таких как: требование, приказ, обман, жалоба, доказывание, спор и т. д. Общение со сверстниками у дошкольника очень эмоционально насыщено. Действия, которые адресованы сверстникам, аффективно направлены. Для них характерно в 9-10 раз больше экспрессивных и мимических проявлений, чем при общении со взрослыми людьми.
В дошкольном возрасте можно наблюдать огромное разнообразие эмоциональных состояний, начиная с яростного негодования, гнева и бурной радости и заканчивая нежностью и сочувствием. Дошкольники одобряют ровесников чаще, чем взрослых людей, хотя нередко вступают с ними в конфликты.
Контакты дошкольников со сверстниками
Контакты детей не могут быть стандартными и регламентированными. Дошкольники в собственных взаимоотношениях начинают использовать самые неожиданные действия. Их движения становятся более раскованными, менее нормированными. Они начинают прыгать, кривляться, принимать различные позы, передразнивать друг друга, придумывать разные слова, сочинять небылицы и т. д.
Общаясь со сверстниками, дошкольник может свободно проявлять собственные индивидуальные особенности. С течением возраста коммуникации детей в большей мере подчиняются общим принятым правилам поведения. Но до завершения дошкольного периода в качестве отличительной особенности детского общения выступает отсутствие регламентированности и появление раскованности.
В общении со сверстниками у дошкольника преобладают инициативные действия над ответственными поступками. Для детей более важно свое собственное действие (высказывание), пусть оно не всегда будет поддерживаться сверстниками. По этой причине диалог, как правило, распадается. Несогласованность коммуникативных действий способна порождать протесты, обиду, конфликтные столкновения.
Таким образом, состав и качество общения значительно меняется в период с 3 до 6-7 лет. Происходит модернизация содержания потребностей, мотивов и постепенное развитие соответствующих форм общения.
В возрасте с 3 до 4 лет преобладает эмоционально-практическое общение со сверстниками. Для него характерны следующие черты:
- Интерес к другим детям;
- Большое внимание к действиям сверстников;
- Стремление привлечь внимание сверстников;
- Желание показать сверстникам собственные достижения с целью получения ответной реакции.
В три года у дошкольника можно отметить появление особых игровых действий. Он предпочитает баловаться, соревноваться и играть вместе со своими одногодками. Для младшего дошкольного возраста характерно сохранение эмоционально-практического общения, но наряду с ним возникает ситуативное общение, при котором все зависит от конкретной обстановки взаимодействия.
Каждый дошкольник озабочен привлечением внимания к себе и получением эмоционального отклика сверстника или партнера по общению.
Развитие общения в среднем и старшем дошкольном возрасте
К четырем годам у дошкольника формируется ситуативно-деловая форма общения. Этот период характеризуется развитием ролевой игры. Сверстники теперь начинают занимать в общении больше места, чем взрослые люди. Дошкольник предпочтет играть не в одиночку, а вместе с кем-то.
Ребенок, выполняя взятую на себя роль, может вступать в деловые отношения (например, меняя голос, интонацию и манеру поведения). Такие действия способствуют переходу к личностным отношениям, а главным содержанием общения при этом может оставаться деловое сотрудничество. Вместе с потребностью сотрудничать рассматривается потребность в признании сверстника.
В этом возрасте дети много разговаривают друг с другом, при этом их речь продолжает оставаться ситуативной. Они, как правило, взаимодействуют по поводу предметов и действий, которые представлены в наличной ситуации.
В завершение дошкольного детства у многих детей происходит формирование внеситуативно-деловой формы общения. Уже к 6-7 годам дошкольники начинают рассказывать друг другу о том, где они были и что видели, давая оценки поступкам других и обращаясь с личными вопросами к ровесникам (например, выясняя, что они хотят делать, что им нравится или, где они были).
Некоторые дошкольники в старшем возрасте могут подолгу разговаривать без использования практических действий. Тем не менее, самую большую роль для детей продолжают играть совместные дела в виде общих игр или продуктивной деятельности.
В этот период развитие получает особенное отношение к другому ребенку. Оно имеет больше личностный характер. Сверстник здесь становится самоценной целостной личностью, поэтому между детьми начинают налаживаться более глубокие межличностные отношения.
В общении со сверстниками дошкольник выражает себя, управляет другими, вступает в разнообразные отношения. Для этого ему необходимо общаться с взрослыми для того, чтобы узнать, как правильно говорить и делать, слушать и понимать других людей, усваивать новые знания.