Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Общение детей со взрослыми в процессе игровой деятельности

Определение 1

Игровая деятельность — это главная и ведущая деятельность дошкольника. В рамках игры происходит зарождение и первоначальное развитие всех других форм деятельности детей этого возраста. С помощью игровой деятельности дети познают окружающий мир, учатся с ним взаимодействовать.

Особенности игры и ее значение для ребенка

В процессе игры дети обучаются полноценному общению со сверстниками. В ее ходе их импульсивные желания подчиняются игровым правилам, происходит развитие всех психических процессов в полной мере (восприятия, мышления, речи, воображения, внимания, памяти). Такая деятельность способна расширить познавательные интересы, сформировать первые нравственные чувства.

В игровой деятельности у ребенка зарождаются новые мотивы и потребности, поскольку именно игра представляет собой способ вступления детей в мир взрослых людей. Это некоторая репетиция взрослой жизни для ребенка, закладывающая прочную основу последующей успешности. Она же предназначена для подготовки к обучению и труду.

Большое воздействие игра оказывает на умственное развитие дошкольников. Предметы, которые он применяет в вымышленном пространстве игры, сначала могут замещать ему реальные объекты взрослой жизни. Они же могут становиться опорой для его мышления. Постепенно ребенок не опирается больше на предметы-заместители, начиная действовать во внутреннем, умственном плане.

Ребенок в игре принимает на себя различные социальные роли, у него происходит развитие важнейшей мыслительной способности видения игрового предмета с разных сторон. Благодаря игровому процессу ребенок становится на разные точки зрения, представляя другой взгляд, отличный от своего личного.

Игра помогает развитию речи. О. В. Ястребова отметила:

«Общение детей со взрослыми в процессе игровой деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

«Для игровой ситуации необходим от каждого включенного в нее ребенка определенный уровень развития речевого общения. Эта потребность объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи».

Основной источник и образец речевого общения представлен, прежде всего, речью воспитателя. Она способствует развитию социальных, личностных и коммуникативных навыков общения между окружающими.

Виды детских игр в общении со взрослыми

Детские игры представляют собой неоднородное явление. Их классифицируют в соответствии с содержанием, степенью самостоятельности, формами организации, игровым материалом. В дошкольном учреждении ребенок может играть в разные игры, которые делятся на игры с правилами и творческие игры.

Еще одна классификация, впервые предложенная П. Ф. Лесгафтом, заключается в делении детских игр на две группы:

  • имитационные (подражательные) игры, то есть придуманные самими детьми,
  • подвижные (игры с правилами), придуманные взрослыми людьми.

Первая группа относится к творческим играм, поскольку их главная особенность состоит в самостоятельном характере.

Ошибкой было бы представление о том, что в творческих играх не существует никаких правил, которые регулируют отношения между играющими детьми, а также способов использования игрового материала. Но данные правила, во-первых, определены самими детьми в попытках упорядочения игры (например, после игры каждый будет убирать игрушки; сговариваясь на игру, необходимо выслушать всех, кто желает играть), во-вторых, часть из них обладает скрытым характером.

К примеру, дети могут отказаться принимать в игру ребенка по той причине, что он всегда затевает ссоры, «мешает играть». При этом предварительно могло быть и не оговорено правило «Не будем принимать играть того, кто устраивает ссоры». Таким образом, в процессе творческих игр правила требуются для того, чтобы упорядочить деятельность, провести ее демократизацию. Тем не менее, они представляют собой только условие успешного воплощения замысла, развития сюжета, выполнения ролей.

Общение детей и педагогов в процессе игр

В детских дошкольных учреждениях предусмотрены игры с фиксированными правилами. Они включают подвижные игры или дидактические игры (с использованием заранее подготовленного инструментария). Также как дети, так и педагоги проявляют творчество и могут в процессе общения придумывать новые варианты, использовать новый игровой материал, соединять несколько игр в одну.

Современная педагогика делит игровую деятельность и игры в частности на творческие игры и игры с правилами. В процессе игр по правилам больше всего необходимо общение в самом начале, когда педагог объясняет детям правила игры. В процессе же творческих игр педагог контролирует весь процесс.

В состав творческих игр можно отнести те игры, в которых ребенок способен проявлять свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления ребенка в игре отличаются разнообразием. Здесь общение происходит при придумывании сюжета и содержания игры, поиске вариантов реализации замысла до перевоплощения в ролях (например, которые заданы литературными произведениями).

В соответствии с характером творчества детей, с игровым материалом, используемым в играх, творческие игры делят на режиссерские, театрализованные, сюжетно-ролевые, игры со строительным материалом. В рамках современной педагогики развитием творческой игры занимались такие ученые, как Н.Ф. Губанова, Л.Д. Морозова, Т.И. Петрова и др.

Игры с правилами включают особую группу игр, которые специально созданы народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это могут быть игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, которые являются непременной их составляющей. Реализация обучающих задач происходит посредством осуществления игровых действий (когда ребенок выполняет определенное задание, например, ищет предмет, пытается поймать мяч, сказать наоборот и др.).

В соответствии с характером обучающей задачи игры с правилами можно разделить на две большие группы. Первую группу составляют подвижные игры. Вторая из них включает дидактические игры, которые в свою очередь в зависимости от различных оснований делятся на:

  • речевые, природоведческие, математические (по содержанию);
  • игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные игры (по дидактическому материалу).
Дата последнего обновления статьи: 04.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot