Психология как наука
Психология – это академическая и прикладная наука, занимающаяся изучением закономерностей возникновения, развития и протекания психических процессов и поведенческих реакций человека и животного.
Психологию можно назвать одной из самых древних наук, и в то же время, одной из самых молодых. Слово «психология» в переводе с древнегреческого означает «учение о душе». Такие выдающиеся греческие мыслители как Аристотель и Платон размышляли о человеческой природе и интересовались многими темами, которыми в настоящее время занимается психология (к примеру, восприятие, память, сны и т.д.).
Развитие психологии как науки было бы невозможно без осознания существования и необходимости решения научных проблем. Под научной проблемой понимают форму научного знания, для которой характерно наличие того, что еще не познано, однако, требует познания. Проблема содержит в себе теоретические и эмпирические аспекты.
Наука является особым аспектом жизненной деятельности человека, который дает проверенные или доказанные знания о внешней окружающей его среде. Помимо научных методов существуют и вненаучные, которые помогают познать окружающий нас мир, к ним относят, к примеру, искусство, а также обыденное познание. Оно играет важную роль, так как не может быть отделено от научного знания. Еще до появления науки человек получал знания о свойствах и явлениях предметов именно с помощью обыденного познания.
Психология как и любая другая наука имеет цель – дать верное знание о действительности, поэтому здесь стоит отметить особую роль принципа реализма. Для обозначения обыденного познания часто используется термин «здравый смысл». Базисом принципа реализма является представление об объективном реальном существовании внешней среды и отсутствие каких-либо сверхъестественных сил. Также очевидным является то, что появление научных гипотез связано с предположениями здравого смысла, которые потом подвергаются уточнению, корректировке или замене.
Таким образом, наука сначала анализирует предположения, которые основаны на здравом смысле, далее подвергает их критике, используя при этом эмпирические и теоретические методы исследования, что в конечном итоге приводит к получению верных знаний.
Методы и методология психологии
Ключевую роль среди средств научного познания играют методы исследования. Метод представляет собой совокупность правил, методов и приемов для практического и теоретического познания действительности.
Научные методы являются определенным условием получения верных знаний, а также выступают в качестве средства социального контроля в научном социуме.
Следует отметить тот факт, что появление нового в познании связано не с особенностями психологических качеств личности, а с возникновением новых и улучшением существующих методов исследования. Они отличаются специфичностью, т.е. некоторые методы, которые используются в одной области, могут быть не пригодны для применения в другой области.
Центральную роль в структуре метода отводят правилам. Правило представляет собой предписание, которое регламентирует определенный порядок действий. Гегель отмечал, что правило рождается при подведении чего-либо специфичного к общему.
Выделяют различные типы содержания научных методов:
- Философское содержание. Определяется положением логики, этики, эстетики, аксиологии. Все эти аспекты не имеют жестких рамок и границ, а указывают ориентацию научного познания;
- Общенаучное содержание. Представляет собой положения, которые применимы для разных областей науки. Примерами могут служить положения математики, которые используются в настоящее время в различных сферах познания;
- Конкретнонаучное содержание. Представляет собой специфические методы, которые могут быть использованы лишь в конкретной области познания. К примеру, методы биологии и химии.
Следует отметить особую роль методологии в психологии. На первых этапах своего становления методология косвенно была выражена в практических формах взаимодействия людей с внешней средой.
Дальнейшее ее развитие привело к ее обособлению и превращению в специальный предмет рационального познания.
Методология – это наука о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
Предмет и объект методологии психологии
Методы исследования в первую очередь обусловлены поставленными вопросами и задачами. Как правило, в научной деятельности выделяют термины «объект» и «предмет» исследования.
Объект – это процесс или явление, который порождает проблемную ситуацию и выбирается для изучения.
Предмет – это всё то, что находится в пределах объекта.
Объект и предмет соотносятся между собой как что-то общее и частное. В объекте можно выделить определенную часть, которая будет являться предметом. Все внимание научных исследований направлено на предмет, который определяет тему научного исследования. Следует отметить, что один и тот же объект может являться предметом различных видов исследования. Как правило, главным отличием объекта от предмета является то, что предмет входят главные и существенные признаки объекта.
Если предмет исследования имеет форму вопроса или определенной совокупности вопросов, то целью исследования являются ответы на данные вопросы. Здесь стоит отметить наличие определенной связи между предметом и целью исследования.
В начале становления психологии как науки выдвигались предположения, что изучение психологии должно происходить по аналогии с естественными науками, т.е. необходимо проводить объективное наблюдение, количественные измерения, а также устанавливать причинно-следственные связи. На современном этапе развития психологии подчеркивается необходимость и возможность использования всех типов исследовательских методологий, которые дополняют друг друга. Стоит отметить, что отсутствие сравнительных шкал приводит к невозможности сравнивать одну личность с другой. Это приводит к размыванию предмета психологии.