Нейропсихологические методы исследований
Методы нейропсихологии – это основной инструмент клинической диагностики нарушений познавательных процессов и характеристик личности больного, его речи, мышления, письма, счета и памяти, связанных с патологиями мозга.
В нейропсихологии используют две группы методов – первая группа методов дает возможность получить основные теоретические знания, а вторая группа методов используется в практической деятельности.
К первой группе методов относятся:
- сравнительно-анатомический;
- метод раздражения;
- метод разрушения.
Сравнительно-анатомический метод позволяет выяснить принципы работы мозга, строение коры больших полушарий, но изучение функций тех или иных структур этим методом достаточно сложное.
Анализировать высшие психические функции, воздействуя на мозг, можно методом раздражения. Если это воздействие оказывать по-разному, то можно выделить прямое, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов.
Прямое раздражение связано с непосредственным воздействием на отдельные участки коры – это может происходить с помощью электрического тока или механическим путем.
Поскольку при непосредственном воздействии на мозг в отношении человека существуют ограничения, то появилась потребность в непрямом раздражении, т.е. в более естественном методе изучения функций головного мозга. С помощью этого метода можно выявить изменения электрической активности разных участков мозга при воздействии естественных факторов.
Большее распространение получил метод вызванных потенциалов – на определенное внешнее воздействие в ответ регистрируются изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы.
Более тонкий анализ стал возможен с развитием экспериментальной нейрофизиологии – появилась возможность применять микроэлектроды для изучения активности отдельных нейронов. Микроэлектроды можно вживлять в отдельный нейрон.
В становлении и развитии нейропсихологии основную роль сыграл метод разрушения, который предполагает разрушение определенной области мозга животного с дальнейшим наблюдением за его поведением. Использование этого метода у человека связано в наблюдении за больным после нейрохирургического вмешательства или ранений в область мозга.
Метод дал возможность классифицировать необратимые разрушения отдельных участков мозга и обратимые нарушения, которые связаны с временным отключением какого-либо участка мозга с дальнейшим восстановлением его функций.
Практикующие нейропсихологи используют метод синдромного анализа, предложенный А.Р. Лурия. Основой предложенного метода является системный подход к анализу нарушения функции и качественный анализ дефекта – это набор специальных проб для различных познавательных процессов, произвольных движений и действий.
Нейропсихология также использует самые современные методы исследований, среди которых магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, электроэнцефалография.
Нейропсихологическое сопровождение процессов познания и обучения
В организме человека всё находится в постоянном развитии, без которого начинается стагнация и постепенное угасание. Например, мышцы без тренировки постепенно теряют активность и тонус, тоже можно сказать и о мозге. Клетки мозга без постоянного информационного пополнения начинают отмирать.
Формирование мозга идет с самого раннего детства, поэтому в это время он более всего пластичен, а это значит, что в детстве надо подключать нейропсихологическое сопровождение процессов познания и обучения.
С началом школьного обучения у ребенка могут возникнуть проблемы с пониманием учебного материала, а причины этих проблем имеют разные основания – внешние объективные факторы и субъективные факторы – это его индивидуальные, психоэмоциональные и физиологические особенности. В данном случае вполне возможна корректировка.
В принципе любой учебный процесс должна сопровождать нейропсихология, причем не только у детей, но и у взрослых.
Существующие программы носят характер государственного приоритета.
Детская неуспеваемость в школе, сложность в общении со сверстниками учителями, сложность запоминания материала, часто классифицируется термином «трудный ребенок».
В медицинской карточке такого ребенка ничего не говорится об имеющейся патологии и, согласно этой карточке, ребенок полностью здоров. Это говорит о том, что методы диагностики общего физического и психологического здоровья носят поверхностный характер.
Другая сторона медали состоит в том, что ребенок может иметь набор психосоматических заболеваний – это разные гиперактивные синдромы, разная степень мозговой дисфункции, которых становится больше. Наличие каких-либо патологий у ребенка можно отследить к двум годам.
На развитие головного мозга может оказать влияние целый ряд факторов риска:
- генетические проблемы родителей,
- внутриутробные проблемы,
- ранние роды и кесарево сечение,
- различные виды травм и ушибов головы;
- частые респираторные заболевания в первый год жизни,
- вирусные инфекции
- частые желудочно-кишечные расстройства.
Все затруднения, которые встречаются у ребенка, надо обнаруживать как можно раньше для своевременной коррекции, потому что нейропсихология, располагая действенными методиками, помогает ребенку выстраивать познавательную активность в благоприятном варианте.
Сознание и эмоционально-личностная сфера как проблемы нейропсихологии
Нейропсихология использует мышление и сознание для изучения мозговых механизмов, которые являются важнейшими видами высшей психической деятельности.
Сознание позволяет человеку оценивать, программировать, регулировать и контролировать, извлекаемые из мыслительной деятельности алгоритмы.
Человек просто обязан нести ответственность за свои поступки, если он обладает не только мышлением, но и сознанием. Развитие сознания у ребенка начинается параллельно с мышлением, а вот созревает уже позже, поэтому дети до определенного возраста не несут ответственности за те или другие поступки.
Что касается мозговой организации эмоций, то это малоизученная область нейропсихологии. Причина заключается в сложности проблемы и недостаточности теоретической разработки.
Для современной нейропсихологии проблема мозговой организации эмоций имеет большое значение, потому что эмоции являются важнейшей составляющей характеристики личности.
Единой общепринятой психологической теории эмоций, к сожалению, не разработано до настоящего времени.
В теоретической разработке данной проблемы наибольшие успехи достигнуты в «деятельностном» направлении, а эмоции представляют собой внутренние регуляторы деятельности.
Эмоции базируются на разных потребностях и представляют собой сложные системные психологические образования.
И.П. Павлов выделял врожденные и приобретенные эмоции:
- Врожденные эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением врожденных потребностей и инстинктов.
- Приобретенные эмоции направлены на удовлетворение приобретенных потребностей.
Современная психология выделяет базальные (основные) и высшие эмоции. Базальные эмоции – это радость, горе, страх, отвращение, презрение, стыд, вина, удивление.
Базальные эмоции рассматриваются как врожденные, они характерны для всех людей, независимо от половой и национальной принадлежности, независимо от возраста и культуры.
Эмоции, таким образом, для любой познавательной деятельности с одной стороны, выступают как мотивы этой деятельности, а с другой стороны являются компонентами, контролирующими и регулирующими протекание этой деятельности.