Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Детская нейропсихология

Понятие «детская нейропсихология»

Определение 1

Детская нейропсихология – это раздел психологии, который занимается изучением взаимосвязи психики ребенка и деятельности мозга.

В наше время растет число малышей, имеющих проблемы с обучением и социализацией в обществе. Причина этих проблем связана с нарушением нормального функционирования центральной нервной системы, причем проблемы начинаются ещё в перинатальный период.

Работа центральной нервной системы может дать сбой в результате появления патологии в первые три месяца жизни ребенка. Чем раньше будет сделана диагностика нейропсихологических нарушений, тем значимее будет коррекция проблемы.

Замечание 1

Цель детской нейропсихологии заключается в изучении созревания, становления мозговой организации малыша в течение его развития.

О проблемах головного мозга, конкретного его участка нередко может говорить агрессивность или гиперактивность ребенка.

Проблемы мозговой деятельности ребенка могут быть результатом любого повреждения нервной системы малыша, и в результате ребенок поздно начинает ползать, ходить, трудно осваивает речь, не умеет общаться и находить контакт.

Исследования в области этой науки доказали, что подкорковые структуры головного мозга оказывают свое воздействие на психоэмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.

Подкорковые образования относятся к первому функциональному блоку головного мозга и обеспечивают энергетику психической активности.

Нарушения психических процессов и их патология хорошо заметны в двигательной сфере, поэтому малыши с функциональной недостаточностью подкорковых образований быстро устают, мало что запоминают, не могут сосредоточиться на каком-либо предмете или действии. Нарушается у таких детей и мышечный тонус.

Детская нейропсихология занимается исследованием и коррекцией проблем поведения ребенка, тревожности, страхов, заикания, тиков. Сначала, как правило, родители обращаются с такими проблемами к педиатрам, которые в свою очередь направляют ребенка на консультацию к психоневрологу.

«Детская нейропсихология» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Поставив точный диагноз, специалист разрабатывает и осуществляет коррекционные методы нейропсихологии.

Незамедлительная помощь специалиста требуется при моторной неловкости малыша, что проявляется в плохой координации движений, частыми падениями.

При недоразвитии моторики мышечный тонус может быть как повышенным, так и пониженным. С большим трудом ребенку даются навыки чтения, письма, трудности в изучении счета.

Нейропсихологическое обследование детей проводится с 5-летнего возраста, а до этого периода ведутся психологические наблюдения в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Психологи и педиатры не могут правильно диагностировать причины нарушения психического развития ребенка, ввиду недостаточных специализированных знаний. Например, диагноз психолога при неуспеваемости в школе – «недостаточное внимание на уроках».

Однако невнимательность на уроке может иметь разные причины, включая высокую истощаемость организма, трудность сосредоточения.

Причина истощаемости – недостаток энергетической подпитки, а за это отвечают глубинные структуры мозга.

Во втором случае ребенок не может контролировать внимание при возможных нарушениях в лобной структуре мозга.

Нейропсихологические синдромы

Для нейропсихологических синдромов характерны свои симптомы и если родители будут о них знать, то смогут вовремя обратиться к специалисту за помощью.

Нейропсихологические синдромы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Нейропсихологические синдромы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Исходя из типов нарушений у детей их делят на стволовые и подкорковые. Нарушения подкорковых и стволовых образований формируют дисгенетический синдром.

Для стволовых нарушений характерны сбои в работе эндокринной системы, у детей с такими нарушениями понижен иммунитет, диагностируется диатез, т.к. затронуты и подкорка, и ствол.

Такие дети имеют проблемы со сном, у них может быть энурез, энкопрез.

В развитии такого ребенка наблюдается явная дисгармония, нарушена мелкая и крупная моторика. Обучение детей идет в коррекционных школах.

Психологи говорят, что такой клинический случай практически не поддается никакой форме коррекции.

В интеллектуальном плане дети с подкорковыми нарушениями пострадали меньше, потому что подкорка быстро реагирует на нарушения нервной системы, создает новые связи, компенсирующие нарушения.

Речь таких детей чистая, они не испытывают трудности в произношении сложных слов, говорят много.

Сбои у детей с подобными нарушениями корректируются за счет лобных долей. Недостатки психического развития компенсируются за счет подключения лобных участков.

Такие дети быстро утомляются, испытывают частые головные боли, имеют нарушения крупной моторики, что сопровождается неуклюжестью в движениях, имеют слабый вестибулярный аппарат.

Характерными признаками детей с подкорковыми нарушениями являются также низкая работоспособность, плохая память, рассеянное внимание, неразборчивый почерк. В данном случае коррекция дает хорошие результаты.

Нейропсихологическая коррекция

Нейрокоррекция представляет собой комплекс методик, применяющихся для того, чтобы преодолеть отклонения и нарушения в развитии психических функций детей с 3-хлетнего возраста.

Хорошие результаты нейрокоррекция дает детям:

  • чрезмерно импульсивным и гиперактивным;
  • быстро утомляемым;
  • рассеянным и неаккуратным;
  • с затрудненным мышлением, речью, вниманием, памятью, с трудностями в области мышления;
  • слабо успевающим в школе.
Замечание 2

Данные нарушения, считают специалисты, имеют с нейропсихологической точки зрения общий корень – это недостаток адаптивных или наличие неадаптивных нейронных связей в мозге.

Мозг ребенка формируется на протяжении всего онтогенеза, его развитие имеет свой порядок, где выделяются строго определенные стадии.

Нарушение этих стадий по каким-либо причинам приводит к нарушению в развитии мозга, а это значит, что ряд психических функций формируется либо в искаженном виде, либо не формируется вообще. В таких случаях показана нейрокоррекция поведения ребенка.

При помощи подобранного комплекса упражнений нейропсихолог активирует каждую зону мозга ребенка.

Упражнения на движение глаз, одновременные движения конечностей, раскачивания, ползание – данные упражнения проделывает малыш с нормальным развитием.

С усвоением этих упражнений у ребенка начинают работать структуры мозга, причем в той последовательности, в которой должны работать с момента рождения малыша.

Упражнения выполняются в строгой последовательности, очень тщательно под присмотром взрослого человека – это база для активации высших психических функций, к которым относятся:

  • эмоции,
  • внимание,
  • память,
  • мышление,
  • восприятие,
  • процессы саморегуляции.

Научившись управлять телом и своими движениями, у ребенка появляется возможность в преодолении неадаптивных особенностей своего развития, трудностей в школе, саморегуляции и поведенческих проблем.

Нейродиагностика и коррекция поведения в детском возрасте делится на двигательную коррекцию и когнитивную коррекцию.

Двигательная коррекция стимулирует зоны коры головного мозга, отвечающих за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия развития ассоциативных связей мозга и пространственных представлений.

Когнитивная коррекция способствует развитию познавательных навыков и преодоление учебных трудностей.

Замечание 3

Занятия проводятся в игровой форме с целью создания позитивной и устойчивой мотивации. Один коррекционный курс состоит из 20 занятий.

Дата последнего обновления статьи: 05.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot