Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей старшего возраста

Определение 1

Нетрадиционные техники рисования — это способы, которые используются с целью создания нового, оригинального произведения искусства. Такие техники предоставляют детям возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать.

Творческие способности детей старшего возраста

Проблему развития нетрадиционных техник рисования рассматривали и исследовали О.А. Белобрыкина, Р.Г. Казакова и др. Большую часть из них относят к спонтанному рисованию. В нем изображение можно получить не в результате применения специальных изобразительных приемов, а в качестве эффекта игровой манипуляции.

Нетрадиционные техники рисования предназначены для расширения изобразительных возможностей детей. Они позволяют им в большей мере реализовывать свой жизненный опыт, освобождаясь от неприятных переживаний и утверждаясь в позитивной позиции «творца».

Замечание 1

Творческие способности представляют собой психофизиологические свойства ребенка. От них, особенно в старшем возрасте, полностью зависит динамика приобретения знаний, умений и навыков, а также успех выполнения соответствующей деятельности.

В состав способностей можно включить:

  • музыкальный слух и чувство ритма, которое требуется для успешных занятий музыкой;
  • конструктивное воображение, требующееся для деятельности конструктора-инженера;
  • быстрые двигательные реакции, которые необходимы при занятиях некоторыми видами спорта и др.

Таким образом, творческие способности в старшем детском возрасте представлены индивидуальными особенностями качества, определяющими успешность выполнения творческой деятельности различного рода.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей

Реформа современной системы образования, переход к новым образовательным стандартам стали ориентировать психологов и педагогов на развивающее обучение. Личностно-ориентированная модель взаимодействия предполагает формирование условий для развития детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей.

«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей старшего возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В ходе развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка именно нетрадиционные техники рисования могут стать инструментом развития творческих способностей. Средства представляют собой предмет, приспособление (их совокупность), которые требуются для осуществления определенной деятельности.

Одним из самых важных условий успешного развития детского творчества считается разнообразие и вариативность работы со старшими детьми на занятиях. Здесь важными являются:

  • Новая обстановка;
  • Необычное начало работы;
  • Разнообразные и яркие материалы;
  • Задания, интересные для детей и неповторяющиеся;
  • Возможность выбора и др.

Данные факторы помогают не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивая живость и непосредственность восприятия и действий. Выбор нетрадиционных техник рисования как основного или вспомогательного средства развития детского изобразительного творчества стал актуальным для многих педагогов и психологов, которые занимаются изучением детского рисунка.

Замечание 2

Нетрадиционные техники рисования позволяют создавать рисунок посредством применения разнообразных средств и материалов, которые находятся под рукой. Именно это отличает нетрадиционные рисунки от традиционных по выполнению.

Техники нетрадиционного рисования для детей старшего возраста

Для старших дошкольников предусмотрено несколько техник нетрадиционного рисования. В первую очередь, это кляксогафия. При ее использовании для работы потребуется бумага, чернила и тушь (в зависимости от темы темные либо яркие, цветные). Сначала в центр листа капается клякса, далее лист наклоняется в разные стороны. Каждый поворот или наклон способны дать новое изображение.

Еще одна техника называется фотокопия. Она предполагает нанесение рисунка на лист бумаги с помощью свечки. Желательно, чтобы рисунок занимал полностью весь лист. В дальнейшем его покрывают краской (сначала используется 1-2 цвета, затем, после освоения приема, можно использовать большее число цветов). Через некоторый промежуток времени происходит удивительный фокус: изображение, которое сделано свечой, проявится на глазах.

Граттаж производится посредством процарапывания изображения острым инструментом бумаги или картона, которые залиты тушью. На лист сначала необходимо нанести красками пятна ярких цветов таким образом, чтобы не осталось просветов. После высыхания краски поверхность листа натирается свечкой (так же без просветов). В шампунь или жидкое мыло (мыло нужно предварительно залить водой, развести его до густоты жидкой сметаны) вливается тушь. Далее консистенция хорошо перемешивается, пока не получится однообразная черная масса. Данной смесью нужно покрыть весь рисунок и начать его процарапывание.

Для использования техники акватипия нужно развести гуашь. Далее крупными, широкими мазками на бумаге рисуется дерево или гриб, птица или дом, животное или человек — что угодно. При этом желательно, чтобы рисунок был крупным. После высыхания гуаши, весь лист покрывается черным цветом (тушь, которая очень быстро сохнет). Проявление рисунка происходит в емкости с водой, поскольку в воде гуашь смывается с бумаги, а тушь только частично. На черном фоне должен остаться интересный белый рисунок со слегка размытыми контурами. Для техники используется плотная бумага, что исключает разрывы при намокании.

Для техники «Печатать растения» ребенку потребуются сухие растения. Это могут быть мелкие или крупные цветы и травы, которые нужно осторожно взять по одному и уложить на «рабочий» лист бумаги. Ребенок покрывает их мягкими движениями кисти с помощью густой гуашевой краски.Краска должна покрывать одну сторону цветка (травы) полностью, иначе на листе могут остаться белые пятна. После окраски растение нужно укладывать на подготовленный лист ватмана. При этом подкрашенная сторона оказывается внизу. Сделать это нужно сразу же после окраски растения, иначе краска высохнет и у ребенка ничего не получится. Сверху нужно положить лист бумаги и прижать растение рукой, после чего бумага осторожно снимается вместе с растением.

Дата последнего обновления статьи: 26.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot