Образ телесного «Я» – это интегральное психическое образование, которое формируется при развитии и постижении личностью собственной телесной самоидентичности. Первичное условие структуризации целостного образа «Я» представлено необходимостью «присвоения» человеком своего тела, включая его внутреннее и внешнее (социальное и культурное) содержание.
Особенности телесного «Я-образа»
В современной теории психологии исследование образа физического «Я» представляет собой очень важное образование в целостной структуре личности, включая концепцию «Я». Оно оказывает влияние не только на эмоциональные и межличностные сферы, но и задает динамику протекания объективных жизненных процессов личности.
Я-концепция является системой представлений, которая существует в сознании человека. Она состоит из представлений, образов и оценок, которые относятся к нему самому. Также она включает представления о том, каким образом человек выглядит в глазах других, а также то, каким он хотел бы быть и каким образом он должен себя вести.
Таким образом, Я-концепция представлена реальным, идеальным образом Я и образом Я как результатом отраженного самоотношения (Я в представлениях других или зеркальное Я). Все элементы Я-концепции — это ее модальности.
По Р. Бернсу концепция «Я» состоит из описательной составляющей, которая названа образом «Я» в качестве некоей когнитивной подструктуры и эмоционально-ценностного отношения человека к себе (именуется самоотношение). Поведенческие реакции, порожденные образом «Я» и самоотношением, способны конструировать поведенческую составляющую концепции «Я».
Образ телесного «Я» может детерминировать конфликтогенность, поскольку представляет собой представление человека о самом себе. Согласно Р. Бернсу, характеристики, приписанные самому себе, могут быть:
- Атрибутивные,
- Ролевые,
- Статусные,
- Психологические.
Совокупность всех образов называется аспектами целостного «Я». В более общем виде они представлены физическим «Я» в виде образа или схемы, тела, социальных «Я» ролей, с которыми человек себя идентифицирует.
Непринятие телесного «Я-образа» девушками
Для лучшего понимания аспектов телесного «Я-образа» в структуре Я-концепции необходимо проследить динамику исследования феномена тела в психологии. Например, когнитивной составляющей физического «Я» в рамках разных концепций соответствуют категории «схема тела», «образ тела», «внешность». Есть исследователи, которые развели эти понятия, но другие отождествляют их, третьи же постарались построить из них определенную иерархию.
В условиях современности на образ телесного «Я» девушки влияют не только объективные физиологические факторы, но и социальные. Последние способны выражаться с помощью суждений, мнений, представлений, стереотипов и эталонов, которые преобладают в культуре сообщества.
Понятие социализации предполагает процесс, через который индивид становится членом социума. Он усваивает его нормы и ценности, овладевает теми или иными социальными ролями. То же самое осуществляется и с человеческим телом. Любые телесные функции, за исключением непроизвольных и неосознаваемых, как и тело в целом, способны проходить социализацию. Она приводит к формированию нового когнитивного образования в виде «культурного тела», в процессе чего появляются многочисленные психологические и психосоматические патологии, в том числе непринятие девушками своего телесного «Я-образа».
Образ телесного «Я» считается гораздо более важным компонентом юношеского самосознания, чем это считают взрослые. Так же, как и подросткам, молодым людям характерно болезненное внимание к представлениям о норме по отношению к росту, размеру, весу, пропорциям тела. Возраст 17-18 лет — это пограничный рубеж между ранней и поздней юностью, своеобразный психосоциальный экватор.
Проблема образа физического «Я» и конфликтогенность супружеских взаимоотношений
Общество и культура создают свои нормы образа физического «Я», «навязывая» жесткий идеал внешности. Последний порой не соответствует реальному телу. Особенно это тяжело переживают девушки, и по этой причине любой образ порождает эмоциональную оценку. Ее интенсивность зависит как от самого когнитивного содержания, так и от социального контекста.
Несоответствие реального образа телесного «Я» идеальному напрямую влияет не только на самооценку своего тела девушкой, но и на самопринятие и аутосимпатию. Все это приводит к конфликтам в семье и к негативным отношениям в супружеской жизни.
Если какой-либо физический недостаток осознается явно и фрустрирует личность девушки, либо реальный образ тела не совпал с идеальным, то для обеспечения внутреннего согласования телесного «Я» и Я-концепции в целом (их гармонизации), могут разворачиваться не только процессы психической защиты. Также часто проявляются процессы компенсации и сверхкомпенсации, являющиеся по своей сущности адаптационными процессами и которые могут реализовываться в конкретных действиях по преобразованию внешнего вида.
У девушки Я-концепция в большей мере коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой эффективности. Ее уверенность в своей физической привлекательности также можно отнести к успешности межличностного общения в супружеской жизни.
Девушке важно быть хорошо одетой, а также обладать привлекательными чертами лица, фигурой, руками и ногами (ближе к высокому уровню). Роль развития физических качеств, включая выносливость, силу, быстроту, ловкость и гибкость, у девушек находится на среднем уровне значимости.
Если же девушка не довольна своей внешней привлекательностью, то она воспринимает себя негативно. Все это представляет собой факторы, детерминирующие конфликты в супружеских отношениях. Нарушение телесного самовосприятия в некоторых частях тела предполагают, что у исследуемых девушек нет диалога между телом, разумом и чувствами.