Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Посттравматическое стрессовое расстройство и его последствия в подростковом возрасте

Все предметы / Психология / Посттравматическое стрессовое расстройство и его последствия в подростковом возрасте
Определение 1

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это вид тяжёлого психического состояния, которое возникает в ходе единичного или повторяющегося события. Событие оказывает сверхмощное отрицательное влияние на психику человека.

Особенности ПТСР

Состояние посттравматического стрессового расстройства напрямую связано с ощущением собственной беспомощности. Оно возникает, как правило, по причине отсутствия возможности эффективно действовать в опасных ситуациях.

Посттравматическому стрессовому расстройству, которое длиться более месяца после наступления психологической травмы, свойственна группа характерных симптомов.

К ним относятся:

  • Флешбэки (психопатологические репереживания);
  • Избегание ситуаций, способных активировать воспоминание о травме;
  • Кошмары во снах;
  • Высокая степень тревоги.

В некоторых ситуациях возникают диссоциативные реакции и амнезия, которая представляет собой исчезновение воспоминания о травмирующем событии. Симптомы могут иметь место как сразу после травмы, так и после многих лет.

Посттравматическое стрессовое расстройство способствует проявлению различных проблем, включая панические атаки, депрессию, генерализированное тревожное расстройство, аддикции, агрессивность, суицидальное поведение. У подростков клиническая картина этого вида расстройства зависит от возраста.

Особенности ПТСР у подростков

Тяжесть посттравматического стрессового расстройства значительно варьируется. Если присутствует лёгкая форма, то можно наблюдать сохранение способности к хорошему функционированию в профессии и в межличностных отношениях. В самых тяжёлых формах ПТСР подросток абсолютно не способен нормально функционировать. Состояние человека выглядит как хроническое психическое заболевание. В более зрелом возрасте пациенты могут даже получить такой диагноз, как шизофрения.

Расстройство может возникать у любого человека в любом возрасте, но у большей части людей после психотравмирующих событий оно не развивается. Риск его возникновения зависит от следующих факторов:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Степень тяжести травмы;
  • Контекст травмирующей ситуации;
  • Психологическая и биологическая (включая генетическую) предрасположенность.

Расстройство ведет к нарушению работы мозга, эндокринной и нервной системы. В некоторых ситуациях оно может негативно влиять на физическое здоровье человека.

Механизм записи травматических сведений в памяти существенно отличается от такого же при обычных событиях. В этой ситуации наблюдаются существенные нарушения в нормальной обработке мозгом входящей информации. В результате в будущем то, что хотя бы примерно напоминает травмирующее событие, становится триггером и автоматически (на уровне условных рефлексов) немедленно вызывает защитную реакцию. Иногда в этом процессе не происходит осмысление на уровне сознания.

Повторное переживание травматических воспоминаний воспринимается в качестве реальной опасности, которая имеет место «здесь и сейчас», а не в прошлом. По причине особенностей сохранения сведений о травме в мозговых структурах травматическое воспоминание (в отличие от обычного) проявляется вне зависимости от желания человека. Как правило, это происходит в виде флешбэка или ночного кошмара. Подросток не способен при этом усилиями воли перестать думать об этом.

Изменение травматических воспоминаний не происходит при поступлении новой информации. Например, в момент травмирующего события подросток мог думать, что погибнет. В последующей жизни он понимает, что он жив и вне опасности, но, когда активируется травматическое воспоминание, он снова начнет чувствовать сильный страх.

У подростка тяжелое соматическое заболевание иногда приводит к развитию посттравматического стрессового расстройства. В качестве основных проявлений реакции на соматическое заболевание выступают: регрессивный характер поведения, социальная изолированность (например, пропуск занятий). Дополнительный травматизирующий фактор при серьезном соматическом заболевании представлен госпитализацией.

Чаще всего на подростка оказывает влияние насилие. Нарушения, которые возникают после него, способны затронуть любой уровень человеческого функционирования. Они ведут к стойким изменениям личности, препятствуя способности подростка реализовать себя в будущем.

Насилие, которое ребенок переживает в детстве, также приводит к долгосрочным последствиям. Часто они влияют на всю дальнейшую жизнь подростка. Оно способствует развитию специфических семейных отношений и соответствующих жизненных сценариев. Основные последствия физического насилия для детей включают отсутствие контроля собственной импульсивности, снижение самовыражения и доверия, депрессию. Непосредственно после травматического события у ребенка возникают острые состояния страха. Помимо этого, отсроченные последствия физического насилия могут включать садистские наклонности.

Профилактика посттравматических расстройств у подростков

ПТСР в подростковом возрасте напоминает это расстройство у взрослых. Тем не менее, в профилактике важно обратить внимание на их отличия. Ребенок может участвовать в травмирующей игре после травмы. Подросток, более вероятно, начнет участвовать в травмирующем воспроизведении, в которое включит аспекты травмы в свою ежедневную жизнь. Помимо этого, подросток более вероятней, чем младший ребенок или взрослый человек, покажет импульсивную и агрессивную реакцию поведения.

В профилактике расстройства важно обратить внимание на то, что ПТСР — это сложное расстройство. Оно способно одновременно проявляться на нескольких уровнях, включая психологический, биологический и социальный. Излечение может быть полным, но, как правило, отдельные симптомы станут хроническими.

Профилактические мероприятия должны быть направлены на травматический опыт, который формируется у подростка, если в стрессовой ситуации он оказывается беспомощным. Ему нужно помочь справиться с ситуацией, дать поддержку и помощь извне. Ребенок при этом не должен терять ощущение свободы, переживать чувство нарушения целостности.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис