Виды нарушений в применении средств общения
Нарушения в применении средств общения – это нарушения темпа речи, а именно: брадилалия (замедленный темп), тахилалия (ускоренный темп) и заикание (прерывистый темп).
патологий речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Виды патологий речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Брадилалия является патологически замедленной, но правильной речью, она может быть следствием разных причин, начиная от наследственности и подражания до внутриутробного периода, когда возможно было патологическое воздействие.
Проявление брадилалии характерно как для внешней и внутренней речи, так и для письма. Если брадилалия связана с заболеваниями центральной нервной системы, то будет наблюдаться и общая замедленность движений.
По сравнению с брадилалией, тахилалия – патологически ускоренный темп речи, является следствием преобладающего процесса возбуждения, имеющего наследственную природу. Тахилалия тоже отмечается и во внешней и во внутренней речи.
Существует совершенно особая форма нарушения речи – это клаттеринг, признаками которого являются невнятная и быстрая речь, непоследовательность устного высказывания, отсутствие внимания, нарушение двигательной, зрительной, слухоречевой памяти, моторная и речевая расторможенность.
Такой вид нарушения как заикание, проявляется в прерывистом темпе речи, повторении отдельных звуков, звукосочетаний, прерывании речи, в затрудненном произнесении звуков. Заикание связано с нарушением коммуникативной функции речи и меньше проявляется в репродуктивной речи, например, когда ребенок читает вслух. Возникает заикание чаще тогда, когда ребенок переходит к самостоятельной развернутой речи в возрасте от 2-х до 7 лет. Причинами заикания может быть речевая перегрузка, испуг, заболевания, нервное перенапряжение, значительную роль играет и предрасположенность.
Оказать свое влияние на появление заикания у ребенка может и нарушение речи у близких окружающих, их слишком быстрая и сложная речь, использование в семье нескольких языков.
Заикание можно исправить в самом начале его возникновения – для этого надо максимально ограничить речевую активность ребенка, проводить логопедическую ритмику. Если с ребенком не поводить коррекционные занятия, то проявления заикания закрепятся, что приведет к развитию личностных изменений и к трудностям в общении. Следствием этого может быть частая смена настроения, тревожность неуверенность в себе, избегание ситуаций, где необходимо много говорить.
Диагностика речевых недостатков
Специалисты, а это, прежде всего, логопеды и нейропсихологии, занимаются разработкой эффективных методик, которые направлены на коррекцию нарушений речевого развития ребенка. Также существуют методики восстановления речи у взрослых людей при афазиях.
Для того, чтобы применить эффективную методику, средства корреляции и реабилитации, речевое нарушение должно быть точно квалифицировано, важно определить степень выраженности недостатков и, лежащие в их основе механизмы. Для этого необходима дифференциальная диагностика речевых недостатков.
Что касается исследователей, то они по-разному строят процесс обследования, но обычно проводится оценка экспрессивной и импрессивной речи ребенка.
При изучении коммуникативной функции речи дети получают ряд усложняющих вопросов для оценки возможностей и особенностей речевого общения. Дальнейшая работа связана с определением объема и особенностей номинативной функции речи – с этой целью предлагаются разные объекты или изображения и ребенок должен их назвать. Специалист, при этом, обращает внимание на качество воспроизведения слов. Выявляя возможность составления целых фраз и их качество, ребенку предлагается задание, в котором необходимо описать демонстрируемые сюжетные картинки разные по сложности.
Довольно сложным заданием является составление рассказа по сюжетной картинке, с его помощью специалист определяет уровень владения связной речью.
Исследование экспрессивной речи завершает методика, направленная на оценку возможностей произнесения как отдельных, изолированных звуков, так и объединенных в серии, например, пбм, сзц и др.
Одна из методик, оценивающих особенности импрессивной речи, определяет возможности понимания фразовой речи, как в контексте, так и при переходе к другому контексту. Вопросы остаются теми же, что и в исследовании экспрессивной речи.
Оценку той и другой речи можно осуществлять одновременно, начиная с обсуждения простых ситуаций и, постепенно переходя к более сложным ситуациям, не относящимся к контексту.
При выполнении заданий второй методики ребенок видит свои возможности в понимании значений разных по сложности слов, кроме этого он показывает объем своего пассивного словаря.
С третьей методикой связано понимание ребенком предложений – методика позволяет оценить возможность осмысления фраз на основе понимания лексических значений и грамматических форм. Данная методика использует простые предложения, распространенные предложения с разными предлогами и инвертированными конструкциями.
С помощью четвертой методики выявляются особенности понимания инструкций. Вначале используются наиболее простые инструкции с несложными действиями, например, подними руку вверх.
Затем они усложняются и требуют последовательного выполнения нескольких действий. Наиболее сложные из них предусматривают понимание логико-грамматических конструкций, например, покажи карандашом ручку.
Задания пятой методики направлены на изучение фонематического слуха ребенка – ему предлагается в ряду звуков и слогов опознать изолированный звук, звук в разных частях слова. Методика дает возможность оценить уровень развития дифференциации звуков речи. Данные методики с оценками их результатов предложены О.Н. Усановой.
Общее нарушение речи
Причинами общего нарушения речи у детей могут быть родовые травмы, внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, асфиксия. У детей раннего возраста – это могут быть черепно-мозговые травмы, хронические заболевания, частые инфекции и др. Дефицит внимания и неблагоприятная речевая среда, ещё больше тормозит их речевое развитие.
Дети с общим нарушением речи первые слова произносят в возрасте 3-х, 4-х, а иногда и 5-ти лет. Их речь малопонятна, имеет неправильное грамматическое и звуковое оформление.
В общем нарушении речи выделяют 4 уровня:
Первый уровень подразумевает несформированность фразовой речи. Ребенок используются коротенькие предложения с мимикой и жестами, словарный запас его резко ограничен и содержит отдельные звуковые комплексы. Очень страдает импрессивная речь – ребенок не понимает значение многих слов и грамматических категорий. Артикуляция обычно нечеткая, звуки произносятся неустойчиво, фонематический слух нарушен;
Второй уровень характеризуется уже не только лепетом и жестами, ребенок произносит простые предложения в 2-3 слова. Качественный и количественный состав словаря имеет значительное отставание от возрастной нормы, значение многих слов ребенок не знает, грамматический строй речи не сформирован. Ребенок не может употреблять слова в единственном и множественном числе, не может употреблять предлоги. Ребенок второго уровня не готов к звуковому анализу и синтезу;
Трети уровень нарушений подразумевает, что ребенок пользуется развернутой фразовой речью, но употребляет, в основном, простые предложения. Сложные предложения для него затруднительны. Понимание речи уже приближено к норме, объем словарного запаса увеличен – в речи ребенок использует все части речи, но типичным остается неточное употребление названия предметов. Есть ошибки в предлогах, падежных окончаниях, ударениях;
Четвертый уровень затруднений характеризуется сложностью в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом. Уровень фонематического восприятия низкий, при словообразовании и словоизменении допускаются ошибки. Словарь достаточно разнообразен, но, не всегда ребенок знает и понимает значение редко встречающихся слов, пословиц, поговорок, антонимов, синонимов.
Коррекция детей с общим нарушением речи предполагает обогащение их словарного запаса, развитие понимания речи, формирование фразовой речи и полноценного звукопроизношения и др.