Афазия: специфика расстройства, его этиология и распространенность
Афазия - это расстройство речевого спектра, которое выражается в нарушении понимания или выражения слов, а также невербальных эквивалентов слов. Данное расстройство развивается в результате дисфункции или поражения речевых центров в коре головного мозга, а также базальных ядер или белого вещества, через которое идут проводящие пути
Как правило, афазия возникает в результате одномоментных повреждений, которые не являются прогрессирующими: иногда нарушения речи имеют временный характер, в результате чего заболевание возможно остановить, и все возвращается в состояние нормы в течение нескольких недель, однако так происходит далеко не всегда. Инсульт является наиболее частой причиной, а вот черепно-мозговая травма или результат нейрохирургических вмешательств, а также энцефалит – не столь частой.
Однако афазия может являться результатом прогрессирующего расстройства, например, увеличивающейся опухоли мозга, деменции. При таком раскладе афазия является ухудшающимся процессом.
Афазия является довольно распространенным заболеванием, в России ежегодно регистрируется около 500 000 случаев новых инсультов, в результате которых у трети пациентов развивается афазия. Кроме этого, афазия более распространена, чем болезнь Паркинсона, например, однако о последней болезни осведомлены многие люди, а об афазии знает не такое количество людей, как хотелось бы.
Возможно такая картина развивается в силу того, что в результате инсульта, черепно-мозговых травм и т. д. у человека возникает большое множество других тяжелых нарушений, из которых афазия, быть может, является наименьшим злом.
Несмотря на не очень хорошую осведомленность о данном нарушении, изучение афазии началось довольно давно: даже в древних папирусах египтян имеются записи о людях, которые вследствие нарушения мозга, потеряли способность говорить.
Однако поворотные исследования афазии начались в Европе 19 века, их проводили французский невролог Поль Брока и немецкий врач Карл Вернике.
П. Брока описывал случаи двух пациентов, у которых в результате поражения мозга была почти полностью утрачена речь, а посмертная аутопсия обоих показала поражение задней части нижней лобной извилины. Эту область назвали в честь ученого - зоной Брока, собственно, как и тип афазии, при котором человек не способен порождать речь.
Несколько лет спустя К. Вернике, описывая случай двух его пациенток, которые говорили довольно бегло, однако их речь не имела смысла, показал, что у них была нарушена задняя часть верхней височной извилины. В результате этого исследования, данная область также получила название зоны Вернике, как и тип афазии, при котором затруднено понимание и осмысление речи.
С тех пор многие ученые занимались расширением представлений об афазии в частности, российский ученый А. Лурия руководил крупным госпиталем в Челябинске, куда попадали солдаты с огнестрельными ранениями головы, что часто вызывало афазию.
Классификации афазий, их основные симптомы
В России и на Западе существуют принципиально различные классификации афазий. Западная классификация строится на 3 основаниях: насколько способен человек понимать чужую речь, образовывать собственную речь и повторять услышанное. В связи с этим, выделяется 3 типа афазии:
- сенсорная (рецептивная): этот тип развивается в результате поражения зоны Вернике, которая отвечает за восприятие и понимание речи. Пациенты с данным типом не способны понимать слова и повторять их. Часто сенсорный тип афазии сочетается с алексией (нарушение чтения и понимания письменной речи);
- моторная (экспрессивная): этот тип развивается в результате поражения зоны Брока, которая отвечает за моторную организацию речи. Пациенты с таким типом афазии не способны к речеобразованию и повторению слов, но возможности к пониманию и осмыслению речи у них сохраняются. Часто моторный тип афазии сочетается с аграфией (нарушением письма и способности чтения вслух);
- проводниковая афазия: этот тип афазии связан с нарушением базальных ядер или белого вещества, через которое проходят проводящие пути. Пациенты с таким типом не способны повторять слова, но понимать и порождать речь способны.
Основным признаком афазии является неспособность назвать объект, этот симптом встречается практически при всех типах афазии, еще его называют аномия.
Главным симптомом афазии Вернике (сенсорной) является так называемый «словесный салат»: пациенты нормально произносят слова, однако часто включают в обиход лишенные смысла фонемы, смысла и значения которых они не знают. При этом, пациент, как правило, по понимает, что его речь непонятна для других людей.
Также признаками афазии Вернике является нарушение восприятия письменной и устной речи: человек делает ошибки при чтении, письменная же речь может быть беглой, но с большим количеством ошибок в том числе.
Афазия Брока (моторная) отличается тем, что человек способен понимать и осмыслять речь, однако способность к речеобразованию у него нарушена. Как правило, симптомами заболевания является также нарушение письменной речи, частые повторения, осложнено чтение вслух
В России же используются абсолютно другой тип - это классификация А. Лурии, которую он разработал в ходе своей практики в госпитале. Эта классификация построена на синдромном подходе: выделяется единый механизм, который обусловливает наблюдающиеся у пациента проявления на всех уровнях.
Нарушения мозга
Исследования мозга при афазии имеют долгую историю: во времена П. Брока и К. Вернике необходимо было дождаться смерти пациента, чтобы сделать аутопсию и узнать о месте повреждения мозга.
Теперь технологии шагнули далеко вперед и для того, чтобы установить очаг поражения уже не нужно «залезать» в мозг напрямую: с помощью магнитно-резонансной томографии исследуют, каким именно зонам мозга соответствуют конкретные симптомы, как меняется активность мозга при афазии, какие анатомические и функциональные особенности мозга способны повлиять на восстановление.
У правшей с афазией, как правило, нарушено левое полушарие, поскольку именно оно у них играет ключевую роль в формировании речи. У левшей нарушения обнаруживаются в правом полушарии или в обоих сразу.
Интересно, что зоны, которые подвергаются дисфункции, гораздо более многочисленны, это не только области Брока и Вернике. Последние исследования говорят о том, что принципиальным оказывается не то, какие зоны повреждены, а то, какие проводящие пути нарушены.
В журнале «Лаборатории нейролингвистики» была опубликована работа о том, как нарушения конкретных языковых функций связаны с проводящими путями: в статье показано, при поражении каких конкретно проводящих путей теряется способность порождать и понимать слова.
«Лаборатория нейролингвистики» опубликовала одно из своих исследований, в котором изучался один из вариантов афазии (семантическая), и было установлено, каким поражениям мозга она соответствует. В рамках данного исследования было отмечено, что для более плодотворных исследований важно «подружить» два типа классификаций - русскую и западную.