Сущность, цели, особенности делового общения
Деловое общение - это вид межличностного взаимодействия людей, которое возникает в процессе совместной трудовой деятельности. Это предметный вид общения, предметом которого и является собственной дело.
Предмет делового общения может быть связан с производством какого-либо продукта или же с неким деловым эффектом. Кроме того, предметом делового общения становятся любые социально значимые проблемы: экономические, политические, социальные, духовные - которые так или иначе требуют для своего решения совместных усилий участников этих процессов.
Деловое общение имеет значение не само по себе как общение, а скорее, как способ организации совместной деятельности, способ ее оптимизации: установление групповых норм в коллективе между коллегами, формирование атмосферы в процессе трудовой деятельности - все это способствует наиболее продуктивному и эффективному сотрудничеству людей для достижения поставленных трудовых целей.
Таким образом, отличительной чертой делового общения является то, что оно реализуется не ради самого общения, а является инструментом для решения поставленной задачи и достижения трудовой цели.
Содержание делового общения - это обмен информацией, знаниями, опытом и навыками для решения поставленной трудовой задачи.
Цель делового общения - это организация совместной деятельности и ее оптимизация для решения поставленной задачи.
По своим формам деловое общение многообразно: деловые беседы, совещания, публичные выступления, конференции, дискуссии, дебаты, презентации, деловые приемы пищи.
Однако, помимо общей цели делового общения (реализация поставленной задачи) в деловом общении безусловно реализуются и личные мотивы участников общения:
- ориентация на повышение жизненного уровня и повышение собственного престижа (мотив признания, уважения),
- ориентация на расширение собственных полномочий (мотив власти),
- ориентация на достижение личной безопасности в процессе совместной деятельности (мотив безопасности)
Принципы делового общения
В психологии менеджмента и управления выделяют следующие этико-психологические принципы, которые необходимо соблюдать для достижения цели делового общения:
- принцип формирования таких условий в процессе трудовой деятельности, которые способствуют раскрытию творческого потенциала личности, ее профессиональных знаний, умений и навыков: это условие необходимо выполнять, чтобы суметь согласовать индивидуальный профиль личности работника и его цели с целями организации;
- принцип ответственности: он регламентирует полномочия сотрудников, регулирует деловое общение в рамках служебных прав и обязанностей, которые соответствуют служебному статусу сотрудника, а также дают оценку деловых качеств сотрудника, его опыта и квалификации.
Этика в деловом общении является его отличительной чертой, которая определяет его специфику в сравнении с другими видами делового общения. Этика делового общения базируется на том, что человек (вне зависимости от его роли в организации) должен учитывать и понимать психологию разных национальностей, их традиций и обычаев, культурной самобытности и специфики, особенностей выражения чувств.
Кроме этого, человек должен уметь слушать другого, уметь вести и направлять беседу, формировать доброжелательный настрой и атмосферу в диалоге, уметь производить благоприятное впечатление, видеть и учитывать интересы другого человека. Также в деловом общении важно умение конструктивно, четко и аргументированно высказывать собственные мысли, без оценочных суждений, но в то же время и уметь критически оценивать сказанное.
Для успешной реализации всех выше отмеченных моментов человеку важно владеть развитыми навыками межличностного взаимодействия вообще, богатой культурой речи, а также глубинной внутренней культурой в том числе.
Нарушения деловой этики
К нарушениям этики делового общения можно отнести:
- проявление неуважения к сотруднику: злоупотреблять временем сотрудника (заставлять долго ждать, где-то выискивать руководителя); разговаривать с сотрудниками, не отрываясь от собственных дел; не предложить выпить или перекусить; грубое и невежливое общение; унижающая критика;
- проявление нетерпимости к иным взглядам или мнениям, стремление тормозить критическое мышление сотрудников, подавлять предложение альтернатив;
- злоупотребление служебным положением: неуважительное отношение, насмешки, на которые сотрудник не может ответить в силу разницы трудовых статусов; навязывание поручений непрофессионального характера, домогательства сотрудников (харассмент);
- утаивание информации о предстоящей реорганизации состава: отсутствие информации формирует в коллективе слухи и домыслы, которые, как правило, более неприятны и искажены, чем действительность;
- сознательное провоцирование конфликтных ситуаций внутри коллектива, стравливание сотрудников, моббинг (травля какого-то одного сотрудника).
Кроме этого, к нарушения деловой этики можно также отнести: бестактность в ведении разговора, использование неуместных шуток или отсылок, распространение сплетен, громкое распространение о личных делах.
Также нарушением является неумение владеть собой (действовать в состояниях ярко аффективного характера: гнев, злость или чрезмерная радость), слишком откровенно проявлять симпатию или антипатию (что может переходить в интимные отношения), слишком назойливо проявлять любезность и вежливость.