Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Направленности речи и её психические явления

Речь и её виды

Определение 1

Речь – это форма общения людей посредством языковых конструкций.

Деятельность человека без речи невозможна, она позволяет человеку сообщать свои мысли, намерения, настроение и усваивать информацию от окружающих. Речь имеет тесную связь с мышлением. Речь присуща только человеку и изучается с самого его рождения.

Понятие речь довольно часто путают с языком, но это разные понятия и психологи выделяют несколько её трактовок:

  • речь – это умение человека говорить;
  • речь – это действие, совершаемое человеком с помощью звуков;
  • речь – это технология выражения мыслей с помощью языковых навыков.

Язык же является сложной системой знаков, благодаря которым можно письменно или устно передавать информацию.

Для речи характерны такие свойства как понятность, содержательность, выразительность. Чтобы понимать другого человека надо знать особенности темы разговора и разбираться в терминологии.

Содержательность речи показывает чувства, мысли и стремления, выраженные в разговоре.

Речь может быть не только содержательной, но и поверхностной. Содержательная речь происходит между людьми по интересующей их теме, а поверхностная речь – это просто разговор двух знакомых.

Выразительность речи связана с эмоциональной насыщенностью, поэтому может быть энергичной и яркой или пустой и бледной.



Рисунок 1.

Речь может быть письменная и устная, которая, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую, т.е. речь одного человека, плюсы которой заключаются в том, что собственную мысль можно донести до слушателей без искажений. Диалогическая же речь представляет собой разговор между двумя лицами. Диалогическая речь не требует развернутости, доказательности и продуманности фраз. Недостаток диалогической речи заключается в том, что говорящие могут высказывать свои мысли не до конца, искажать разговор, перебивать друг друга.

«Направленности речи и её психические явления» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Письменная речь появилась значительно позже. Письменная речь требует максимально правильных формулировок, соблюдения логики и грамматики. Благодаря письму опыт, накопленный людьми, передается из поколения в поколение.

Есть ещё внутренняя речь, как бы про себя и для себя. С внутренней речью тесто связаны мышление, восприятие, память.

Речь как форма высших психических функций

Речь принимает участие во всех сложных формах психической деятельности человека, т.е. является главным фактором опосредования и выполняет две роли – как собственно психический процесс и как процесс, который организует и связывает другие психические процессы.

Речь перестраивает всю психическую сферу человека, потому что такие процессы как память, восприятие, мышление, произвольное внимание формируются только при участии речи.

Речь рассматривается современной психологией не только как средство общения, но и орудие мышления, и средство организации и регуляции психических процессов.

Процесс речи и мышления едины, но не тождественны. Единство проявляется в значении слова, которое одновременно оказывается речевым и интеллектуальным феноменом.

Наглядное и абстрактное мышление тоже не обходится без речи, она вычленяет существенные признаки того или иного явления, действия и др.

Формой существования понятия является слово. Благодаря этому речь является не только способом общения людей, но и способом формирования и реализации мышления, познавательной деятельности.

В воображении человека слово может вызвать образ-представление зрительной, слуховой, тактильной модальности.

Речь связана и с другими психическими процессами – восприятие, например, благодаря речи является осмысленным, в двигательной сфере формируются предметные действия. Значительна роль речи в формировании личности, произвольных форм регуляции и контроля поведения.

Исходя из этих свойств, физиолог И.П. Павлов называл речь высшим регулятором поведения человека, а Л.С. Выготский рассматривал речь как основное средство развития личности.

Замечание 1

В психической сфере человека, таким образом, речь занимает определенное место, являясь средством и формой общения, орудием мышления и познавательной деятельности, средством организации и регуляции психических процессов.

Функции речи

Речь рассматривается психологией как одна из высших психических функций человека. Структура речевой деятельности и структура любой другой деятельности совпадают и включают мотивацию, планирование, реализацию, контроль.

Инструментом опосредования речи является язык, представляющий собой систему знаков, которые передают информацию в устной и письменной форме.

Специалисты традиционно выделяют три функции речи:

  1. Коммуникативную функцию, которая является центральной и заключается в обмене информацией между людьми. Она широко используется в повседневной жизни и выступает как внешнее речевое поведение. Речь – это социальный продукт, поэтому человек использует её как средство для достижения своей цели. Осуществить высказывание без намерений, активности, интенций невозможно, а это всё разные иерархические уровни подготовки к реализации речевого процесса как коммуникации;

  2. Сигнификативную (функцию обозначения). Суть её заключается в способности человека с помощью речи давать названия окружающим предметам и явлениям. Единство обозначения предметов и явлений является основой взаимопонимания в процессе общения;

  3. Функцию обобщения, которое возможно при наличии значения. Значение слова – это компонент семантики слова. Значение слова рассматривается в современной психологии как обобщенное и устойчивое отражение предметного содержания, которое включается в общественно-практическую деятельность человека. Функция обобщения связана с тем, что слово может обозначать целую группу сходных предметов и является носителем их существенных признаков. Эта функция имеет непосредственную связь с мышлением. Каждое слово обозначает целую категорию предметов и может вызвать у человека, пользующегося этим словом, любой индивидуальный образ, относящийся к данной категории. Слово замещает объекты, предметы, явления, предметная отнесенность которого является основой номинативной функции речи, которая формировалась на основе выделения существенных признаков предмета и часто становилась именем всего предмета. Например, «свеча» – выделение существенного признака – «свет», «светить».

Дата последнего обновления статьи: 24.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot