Семейная психотерапия
Семейная психотерапия - это одно из направлений психотерапии, ориентированное на коррекцию межличностных отношений и эмоциональных расстройств внутри семейной системы, развитие личности внутри семейной системы при непосредственном взаимодействии всех членов семейной системы.
Развитие семейной психотерапии берет свое начало с последней четверти 19 века, когда активно развивались идеи о семейной диагностике и семейном лечении разнообразных психических расстройств.
Одним из первых основоположников семейной терапии считается И. В. Маляревский, который создал воспитательный центр для психически больных детей и подростков, при этом им уделялось большое внимание диагностике взаимоотношений в семьях детей, имеющих психические диагнозы, а также роли дисгармонии в семейных отношениях. В том числе, с родственниками психически больных детей проводилось так называемое «семейное воспитание», которое можно считать прообразом семейной психотерапии.
Однако наибольший расцвет семейной психотерапии приходится на период завершения второй мировой войны.
Современная семейная психотерапия строится по следующим направлениям: психодинамическое, системное, стратегическое, эклектическое.
Основные этапы семейной психотерапии:
- диагностический: это этап сбора жалоб, характеристик членов семьи, болезненных симптомов с последующим формирование семейного диагноза - это выявление типичного нарушения взаимоотношений внутри семейной системы с фиксацией индивидуально-личностных особенностей всех членов семьи:
- сопровождение семейных конфликтов: это этап разрешения актуального напряжения, прояснения истоков и снятие конфликта, устранение симптома;
- реконструкция семейной системы: это этап группового обсуждения всеми членами семьи возможных вариантов изменения семейной системы полностью или локально;
- фиксирование результатов (поддерживание): это этап проверки выбранных способов реконструкции системы, их корректировки, получения обратной связи и поддержки.
Школа Пало Алто
Школа Пало Алто - это объединение психологов и исследователей разных направлений, которые занимались изучением межличностных коммуникаций.
Школа Пало Алто называется также еще «Незримый колледж», поскольку ее члены не имели какой-то общей университетской базы для съездов и конференций, большинство из исследователей работали в собственных лабораториях, которые тем не менее располагались все в Пало Алто, штате Калифорния.
В школе Пало Алто работали и антропологи, и социологи, и математики, и психиатры, которые были объединены одной идеей, противостоящей линейной концепции межличностной коммуникации К. Шеннона.
Представители школы основывались на кибернетических представлениях о системах как многоплановых и сложно циркулирующих, к каким безусловно относится и само общение.
В связи с этим, интеракции невозможно упрощать до пары переменных, как это делается в линейных математических моделях, это более комплексные и сложные системы.
Представители школы, опираясь на понимание коммуникации как круговой и циркулирующей системы, рассматривали интеракцию целостно, а не фокусируясь на отдельных переменных.
Исследователи рассматривали коммуникацию целостно, включая поведенческие проявления и пространство между ними: кинесику (жесты, позы, выражения) и проксемику (особенности пространственного расположения субъектов). Нарушение логики коммуникации приводит к психическим расстройствам. Таким образом, школа Пало Алто фокусировалась не на самом содержании сообщения (контенте), а на его контексте.
Главный тезис данного направления в том, что невозможно не коммуницировать, так как коммуникация - это непрерывный и постоянный процесс. Люди коммуницируют друг с другом порой не задумываясь об этом. Равно как они коммуницируют и с культурных контекстом через фидбэк (обратную связь), что в том числе оказывает влияние и на конструирование самих личностей людей.
Впоследствии такое понимание коммуникации легло в основу семейной психотерапии, в рамках которой нарушение логики коммуникации может являться причиной психического расстройства или семейного симптома.
Семейная психотерапия в рамках «Незримого колледжа»
Эта идея нарушения логики коммуникации легла в основу концепции «двойной связи», которая была впервые сформулирована в 1956 году Д. Джексоном, Г. Бейтсоном, Д. Хейли и Д. Викландом при исследовании шизофрении. Основная идея ученых была в том, что основой психического расстройства может быть не мозговая дисфункция, а дисфункция коммуникации, ее искажение.
Двойная связь - это вид искаженной коммуникации, в которой субъект получает одновременно два послания, противоречащих друг другу. При этом вскрыть эту противоречивость трудно, что в свою очередь формирует определенное состояние у получателя.
Основные характеристики двойной связи:
- она возникает в ситуации, где двое или больше людей связаны значимыми отношениями,
- двойная связь носит повторяющийся характер,
- двойная связь начинается с негативного суждения,
- второе суждение, как правило, противоречит первому (негативному), но на абстрактном уровне и чаще в невербальных проявлениях (жесты, мимика, поза),
- также имеется третье суждение, которое также носит негативный характер: оно обязывает субъекта к ответу или реакции, тем самым делая его связанным.
Одним из лидеров «Незримого колледжа» считается Д. Джексон, который ввел понятие семейного гомеостаза, который выражается в семейной стабильности и стабильности в изменяемости.
По мнению Д. Джексона, взаимоотношения в семье стремятся к постоянству, но постоянство достигается через изменения. Семейный симптом, в таком случае, это признак нехватки возможностей для перестройки на новый уровень гомеостаза.
Д. Джексон считает, что для изменений в семье должны быт реализованы определенные правила: они могут быть открыты и и закрытыми, задачей психотерапевта является раскрытие скрытых правил. Автор выделяет 3 основных типа правил:
- открытые нормы - открытый обмен информацией между членами семьи,
- ценности - выражение членами семьи того, что важно для них, а что нет,
- гомеостатические механизмы - это реализуемые в жизни правила и ценности.
Еще один важный представитель данной школы - Джей Хейли, он является автором психотерапевтического метода, который ориентирован на решение проблемы. Хейли считал, что отношения в семье определяются стремлением не к гомеостазу, а к борьбе за контроль над другими членами семьи. Симптом в таком ключе - это как один из способов контролировать поведение других людей, а задача психотерапии тогда - раскрытие других способов воздействия.
Д. Хейли сделал существенный вклад в семейную психотерапию, внедрив в нее практику различного рода заданий для членов семьи (как во время сессии, так и на дом).
Цель таких заданий состоит в следующем: изменение поведения членов семьи, поиск дополнительных возможностей для построения отношений с членами семьи, исследовать реакции членов семьи при выполнении заданий, оказать поддержку членам семьи.
Другая важная фигура школы Пало Альто - Мюррей Боуэн, он считается одним из основателей семейной психотерапии в США. М. Боуэн ввел 4 принципа семейной психотерапии:
- Прояснение отношений: участникам психотерапии (супругам) важно сосредотачиваться на своих мыслях, а не чувствах. Для этого супругам стоит обращаться напрямую к психотерапевту, который выступает в роли транслятора.
- Уход от вовлечения в треугольник: психотерапевту важно держать нейтральную позицию и не принимать ничью сторону в процессе работы. Его основная задача - фокусироваться на процессе отношений, но не на содержании.
- Обучение навыкам эффективного эмоционального общения: в принимающей и безопасной обстановке, где психотерапевт держит нейтралитет, можно приступать уже именно к анализу аффективного компонента отношений (анализировать чувства).
- Принятие Я-позиции: это проявление самоуважения супругов к самим себе, к собственным отношениям, преодоление недифференцированности.