Познавательные процессы — это основа, обеспечивающая получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Они включают: ощущение, восприятие, мышление, воображение, память.
Особенности связи мышления с другими познавательными процессами
В процессе взаимосвязи ощущения и восприятия люди познают окружающий мир путем непосредственного, чувственного отражения. Тем не менее, внутренние закономерности и суть вещей не способны отражаться в человеческом сознании непосредственно. Ни одну закономерность нельзя воспринять непосредственно с помощью органов чувств. Определяет ли человек, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливает законы движения планет — в этих обоих случаях совершается мыслительный процесс.
Мыслительный процесс представляет собой отражение существенных связей между явлениями опосредствованно путем сопоставления фактов. Люди никогда не видели элементарных частиц, никогда не были на Марсе, но в результате мышления они получают соответствующую информацию и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планет. В основе познания лежит выявление связей и отношений между вещами.
Мышление способно давать ответ на такие вопросы, которые невозможно разрешать с помощью непосредственного, чувственного отражения. Именно благодаря ему индивид получает возможность правильно ориентироваться в окружающем мире с использованием ранее полученных обобщений в новой, конкретной обстановке. Человеческая деятельность разумна по причине знания законов и взаимосвязей объективной действительности.
Таким образом, мышление представляет собой опосредованное и обобщенное отражение существенных взаимосвязей действительности. Оно предполагает обобщенную ориентацию в конкретных ситуациях. В рамках мышления производится установка соотношения условий деятельности и ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразуется данная ситуация в соответствующие обобщенные схемы.
Сущность и механизмы мышления
Сущность человеческого мышления состоит в установке всеобщих взаимосвязей, обобщении свойств однородной группы явлений, понимании сути конкретного явления в качестве некоторого класса явлений. Мышление и взаимосвязь познавательных процессов состоит в том, что первое из них выходит за рамки ощущений и восприятия. Тем не менее, оно в любом случае остается неразрывно связанным с чувственным отражением действительности. Формирование обобщения производится на основании восприятия единичных объектов, а проверка их истинности осуществляется с помощью практики.
Мышление представляет собой идеальное отражение действительности. Оно обладает материальной формой проявления. Механизмом человеческого мышления представлен скрытой, беззвучной, внутренней речью, которая характеризуется скрытой и незаметной для людей артикуляцией слов, микродвижениями органов речи.
Механизмы мышления относятся к возбуждению в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенность внутренней речи при этом представлена следующими свойствами:
- Сокращенность,
- Конспективность,
- Свернутость.
При возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь начинает принимать развернутую форму, нередко переходя в шепотную или громкую речь. Это дает возможность более эффективно проводить анализ и закреплять абстрактный речевой материал с помощью формулировок и условий задач.
Язык становится средством абстрагирования. Он позволяет производить отвлечение существенных признаков предметов и является средством фиксации и хранения знаний (средство передачи знаний другим людям). Лишь благодаря ему общественно-исторический опыт всего человечества стал достоянием отдельной личности. В качестве орудия мышления выступает значение слова.
Мышление социально обусловлено, поскольку способно проявляться в общественных условиях человеческого существования. В его основе лежат знания и общественно-исторический опыт человечества. Первоначально мышление человека непосредственно вплеталось в материальную деятельность, при этом человек мыслил и действовал практически.
Со временем из практических действий стали выделяться самостоятельные умственные, мыслительные действия. Они способны подготавливать, ориентировать практические действия. В ходе исторического развития мыслительные действия начинают подчиняться определенным логическим правилам. Это происходило путем постоянного повторения и проверки на практике. Правила закрепились в сознании людей, начиная приобретать аксиоматический характер.
Типология и качества мышления
Психологическая наука рассматривает логические формы мышления, которые включают понятия, суждения и умозаключения.
Понятия классифицируются на:
- Общие и единичные;
- Конкретные и абстрактные;
- Эмпирические и теоретические.
Раскрытие содержания понятий производится с помощью суждений, которые всегда выражены в словесной форме (устно или письменно, вслух или про себя). Суждение считается основной формой мышления, в ходе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями.
Умозаключение представляет собой выведение из одного или нескольких суждений нового. Исходные суждения, из которых происходит извлечение другого суждения, называются посылками умозаключения.
Мышление классифицируется по таким основаниям, как генезис развития, характер решаемых задач, степень развернутости, новизны и оригинальности, средства и функции.
Одним из основных является разделение мышления по генезису развития. В соответствии с этим параметром оно может быть наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, абстрактно-логическим.
В зависимости от характера решаемых задач различают теоретическое и практическое мышление. Первое из них основано на теоретических рассуждениях и умозаключениях. Практическое мышление представляет собой мышление, основанное на суждениях и умозаключениях, полученных в процессе решения практических задач.