Особенности творческого мышления
Следует заметить, что понятие творческого мышления занимает неоднозначное место в общем психологическом понятийном аппарате. С одной стороны, это понятие часто связывается с понятием творчества и фигурирует там, где обсуждаются вопросы способностей и задатков, возможности индивидуализации обучения и творческих задач. С другой стороны, в качестве научного понятия это определение является неразработанным и спорным. До сих пор ведутся дискуссии по поводу того, является ли данное понятие просто научным конструктом, не имеющим под собой теоретических и практических оснований или же это дифференцированный феномен.
Общепсихологические характеристики, приписываемые творческому мышлению, также довольно спорны. Это связано, прежде всего, с включенностью творческого мышления в глобальный контекст творчества, что становится причиной отождествления этих понятий (как, например, в работах Вересова, Альтшуллера и других). Кроме того, это дает и обратный эффект – творческое мышление и творческий процесс полностью разделяются и противопоставляются друг другу (работы Бернштейна, Боно, Семенова). Существенной проблемой является также отсутствие четкой системы в изучении этого феномена (понятие и критерии творческого мышления определены Пономаревым и Вайнцвайгом, однако структурированного знания о нем нет).
Важным вопросом в исследовании творческого мышления является его соотношение с мышлением в целом. Самым распространенной является теория, в которой творческое мышление является одним из подвидов мышления. Тем не менее, при более детальном изучении вопроса, можно прийти к выводу о совершенно другом соотношении этих психических функций. Анализируя работы отечественных и зарубежных авторов, можно прийти к выводу, что творческое мышление является высшей формой мышления как такового. Рассмотрим этот вопрос с различных психологических подходов.
В теории Веккера важным элементом мышления является сочетание персеверативных и ассоциативных механизмов. Это означает, что эффективность мыслительного процесса обеспечивается не только и не столько уровнем мыслительных операций, сколько связью мышления и других когнитивных процессов, а также глубиной интеграции мышления в структуру познавательных функций психики. перечисленные свойства, проецируемые на творческую мысль, приводят нас к выводу о том, что в творческом процессе они выражаются наиболее полно и максимально. Отсюда можно выделить несколько особенностей творческого мышления:
- Творческое мышление неразрывно связано с инсайтом, который является феноменом мгновенного понимания и целостного охвата ситуации.
- Оно обладает проспективной функцией, то есть направлено на прогнозирование ситуации, на процессы экстраполяции и антиципации.
- Творческое мышление стремится к обобщению и эффективно при полном отсутствии «эгоцентризма мышления», то есть в процессе децентрации.
- Творческое мышление можно оценить только по его продуктивности.
Формы мышления
Из форм мышления, выдвигаемых в различных когнитивных теориях, следует выделить:
- продуктивное (Солсо)
- дивергентное (Вертгеймер)
- версионное (Дункер)
- гипотетическое (Зельц)
При разборе особенностей данных видов мышления также можно прийти к выводу, что все они являются ничем иным как высшей формой мышления. Проводя параллель с творческим мышлением, мы наблюдаем его поливариативность по отношению к перечисленным видам. Иными словами, творческое мышление в идеале обладает всеми перечисленными свойствами, поскольку характеризуется разнонаправленностью, вариативностью, отсутствием правильных и неправильных выводов.
В данном контексте важно упомянуть и соотношение творческого мышления и различных видов мышления по содержанию (наглядно-действенное, словесно-логическое и образное). Эти виды мышления, однако, нельзя считать альтернативами друг другу, поскольку одновременно являются и стадиями развития мышления. В связи с этим не представляется возможным говорить о превалирующей роли какого-то из этих видов в творческом мышлении. Наглядно-действенное творческое мышление и образное творческое мышление являются равноценными.
Образное и словесно-логическое мышление по Рубинштейну функционируют в единстве и это же работает в отношение творческой мысли.