Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой мышления: Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин, П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Б.М. Теплов, З. И. Калмыкова и др.
Далее рассмотрим понятие мышления, а также специфику его развития в онтогенезе.
Понятие
Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.
Особенности развития мышления в онтогенезе
Рассмотрим весь путь развития мышления у ребенка: от наглядно-действенного до абстрактного (словесно-логического). Общая схема данного процесса представлена на рисунке 2.
- Ранний возраст (1-3 года). Этому возрасту присуще наглядно-действенное мышление. Данный вид мышления детерминирует и деятельность ребенка. Как известно, в этом возрасте ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная.
- Дошкольный (3-7 лет) – младший школьный возраст (7-10 (11) лет). Детям этого возраста присуще наглядно образное мышление. Данный вид мышления возникает в дошкольном возрасте (3-7 лет) и переходит на следующую ступень лишь в подростковом. Суть наглядно-образного мышления состоит в том, что индивид может мыслить только конкретными образами. Именно поэтому принцип наглядности так важен в обучении детей.
Данное мышление наиболее тесно связано с практикой, так как решение различных задач здесь осуществляется путем реального преобразования заданной ситуации. Это можно наблюдать, например, в игре детей возраста 1-3 года, когда они еще не могут представить действия с предметом, поэтому им нужно ощущать его тактильно и реально оперировать им.
Для развития мышления в данном возрасте полезно использовать модель П. Я. Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий). Схема представлена на рисунке 1.
Согласно этой концепции выделяется 6 этапов формирования умственных действий:
- первичное ознакомление ребенка с материалом, формирование учебной мотивации;
- составление схемы ориентировочной основы действия;
- выполнение действий с реальными предметами;
- формирования действия как внешнеречевого;
- формирование конкретного действия, которое сопровождается внутренним проговариванием;
- полноценное выполнение действия во внутреннем умственном плане.
Рисунок 1. «Поэтапное формирование умственных действий по П. Я. Гальперину»
Выделяется основные три формы абстрактного мышления:
- понятие (предмет или группа предметов отражается в качестве одного или нескольких признаков);
- суждение;
- умозаключение.
Рисунок 2. «Особенности развития мышления в онтогенезе»
Развитие мышления согласно теории Ж. Пиаже
Основные механизмы мыслительной деятельности:
- ассимиляция (включение новой проблемной ситуации в состав тех, с которыми ребенок справлялся; включение происходит без изменения наличных схем);
- аккомодация ( изменение схем действий и приспособление к окружающему миру).
Таким образом, по Ж. Пиаже, психическое развитие – это единство ассимиляции и аккомодации.
Периодизация интеллектуального развития:
- сенсомоторный интеллект (0-2 года):
- упражнение рефлексов (0-1 мес.);
- первичные круговые реакции (1-4 мес.) – действие ради самого процесса;
- вторичные круговые реакции (4-8 мес.) – действие ради продления впечатления;
- начало практического интеллекта (8-12 мес.);
- третичные круговые реакции (12-18 мес.) – сознательно изменение ситуации;
- интрериоризация схем действия (18-24 мес.);