Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие мышления

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.

Ученые, которые занимались проблемой мышления: Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин, П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Б.М. Теплов, З. И. Калмыкова и др.

Далее рассмотрим понятие мышления, а также специфику его развития в онтогенезе.

Понятие

Определение

Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.

Особенности развития мышления в онтогенезе

Рассмотрим весь путь развития мышления у ребенка: от наглядно-действенного до абстрактного (словесно-логического). Общая схема данного процесса представлена на рисунке 2.

  1. Ранний возраст (1-3 года). Этому возрасту присуще наглядно-действенное мышление. Данный вид мышления детерминирует и деятельность ребенка. Как известно, в этом возрасте ведущей деятельностью является предметно-манипулятивная.
  2. Данное мышление наиболее тесно связано с практикой, так как решение различных задач здесь осуществляется путем реального преобразования заданной ситуации. Это можно наблюдать, например, в игре детей возраста 1-3 года, когда они еще не могут представить действия с предметом, поэтому им нужно ощущать его тактильно и реально оперировать им.

  3. Дошкольный (3-7 лет) – младший школьный возраст (7-10 (11) лет). Детям этого возраста присуще наглядно образное мышление. Данный вид мышления возникает в дошкольном возрасте (3-7 лет) и переходит на следующую ступень лишь в подростковом. Суть наглядно-образного мышления состоит в том, что индивид может мыслить только конкретными образами. Именно поэтому принцип наглядности так важен в обучении детей.
  4. Для развития мышления в данном возрасте полезно использовать модель П. Я. Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий). Схема представлена на рисунке 1.

    Согласно этой концепции выделяется 6 этапов формирования умственных действий:

  • первичное ознакомление ребенка с материалом, формирование учебной мотивации;
  • составление схемы ориентировочной основы действия;
  • выполнение действий с реальными предметами;
  • формирования действия как внешнеречевого;
  • формирование конкретного действия, которое сопровождается внутренним проговариванием;
  • полноценное выполнение действия во внутреннем умственном плане.

Поэтапное формирование умственных действий по П. Я. Гальперину

Рисунок 1. «Поэтапное формирование умственных действий по П. Я. Гальперину»

  • Подростковый возраст. На данном этапе происходит преобразование наглядно-образного мышления в словесно-логическое (абстрактное). Сущность абстрактного мышления (словесно-логического) в том, что оно происходит с опорой на понятие без использования конкретного опыта.
  • Выделяется основные три формы абстрактного мышления:

    • понятие (предмет или группа предметов отражается в качестве одного или нескольких признаков);
    • суждение;
    • умозаключение.

    Особенности развития мышления в онтогенезе

    Рисунок 2. «Особенности развития мышления в онтогенезе»

    Развитие мышления согласно теории Ж. Пиаже

    Основные механизмы мыслительной деятельности:

    1. ассимиляция (включение новой проблемной ситуации в состав тех, с которыми ребенок справлялся; включение происходит без изменения наличных схем);
    2. аккомодация ( изменение схем действий и приспособление к окружающему миру).
    Вывод

    Таким образом, по Ж. Пиаже, психическое развитие – это единство ассимиляции и аккомодации.

    Периодизация интеллектуального развития:

    1. сенсомоторный интеллект (0-2 года):
    • упражнение рефлексов (0-1 мес.);
    • первичные круговые реакции (1-4 мес.) – действие ради самого процесса;
    • вторичные круговые реакции (4-8 мес.) – действие ради продления впечатления;
    • начало практического интеллекта (8-12 мес.);
    • третичные круговые реакции (12-18 мес.) – сознательно изменение ситуации;
    • интрериоризация схем действия (18-24 мес.);
  • стадия репрезентативного интеллекта (2-7 лет) – мышление с помощью представлений (дооперациональная стадия);
  • этап конкретных операций (7-11 лет);
  • стадия формальных операций (11-15 лет) – формальная логика – высшая ступень в развитии интеллекта.
  • Дата последнего обновления статьи: 12.01.2024
    Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
    Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
    Все самое важное и интересное в Telegram

    Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

    Перейти в Telegram Bot