Мышление — это процесс опосредованного и обобщенного познания предметов и явлений объективной действительности, включающего их существенные свойства, связи и отношения.
Виды мышления
В психологии рассматриваются несколько подходов к классификации видов мышления. В соответствии с типами решаемых задач принято выделять теоретическое мышление (познание правил и законов) и практическое мышление (подготовка физического преобразования действительности).
В зависимости от времени протекания процесса (по разделению на этапы и по уровню протекания, а также осознанности или неосознанности) выделяют:
- Интуитивное мышление, которое протекает быстро без четко выраженных стадий с минимальным осознанием;
- Аналитическое мышление, которое развернуто во времени, обладает четко выраженными этапами, в значительной степени представлено в сознании.
По степени новизны продукта, который получен в ходе мыслительной деятельности, мышление может быть продуктивным и репродуктивным. По степени активности субъектов мышления отличают произвольные и непроизвольные мыслительные процессы.
Наиболее распространенная классификация представлена делением мышления по характеру (формам) представления условий и по способу решения задач. Оно может быть наглядно-действенным (практическим), наглядно-образным (образным) и понятийным (словесно-логическим).
Особенности дошкольного возраста и мышления дошкольника
Дошкольное детство представляет собой очень короткий отрезок в жизни индивида (всего первые 7 лет). Тем не менее, этот период обладает непреходящим значением, ибо в это время дети развиваются стремительно. С каждым годом ребенок меняется физически, приобретая абсолютно новые психические способности и качества.
Из беспомощного малыша в дошкольном возрасте ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Это время является сензитивным для развития большей части психических процессов. В раннем детстве формируются основы развития мышления, а на основании наглядно-действенных форм мышления складывается наглядно-образная его форма.
В дошкольном детстве детям необходимо заниматься разрешением все более сложных и разнообразных задач, которые требуют выделения и использования связей и отношений, возникающих между предметами, действиями и явлениями. В процессе игры, рисования, конструирования, выполнения учебных и трудовых задач дошкольник не просто применяет заученные действия, но и постоянно видоизменяет их с получением новых результатов. Развивающееся мышление способно давать детям возможность заранее предусмотреть результаты своих действий для последующего их планирования.
Возрастные особенности развитии мышления дошкольника
В возрасте от 3 до 4 лет ребенок пытается проводить анализ того, что видит вокруг себя. Он начинает сравнивать предметы друг с другом, выводя заключения об их взаимозависимости. При наблюдении за окружающим миром, которое сопровождается объяснениями взрослых, дети постепенно начинают получать элементарное представление о природных явлениях и человеческом быте. Они самостоятельно стремятся объяснить то, что видят вокруг.
Мышление дошкольника связано со сравнением и анализом, происходящим с позиции наглядно-действенного характера. Но у некоторой доли детей уже начинают проявляться способности решать задачи по представлению. Они получают возможность сравнивать предметы по цвету и форме, выделяя отличия по другим признакам. Дошкольники уже умеют обобщать предметы по цвету (например, это все красное) и по форме (например, это все квадратное).
Когда дошкольнику исполняется 4 года, он начинает пользоваться в разговоре родовыми понятиями (например, овощи, игрушки, одежда, животные, посуда). Они состоят из большого количества конкретных наименований. Ребенок своеобразно понимает отношение общего к частному и частного к общему. Так, понятие посуда или овощи являются только собирательными названиями групп предметов, а не отдельными понятиями (так бывает при более развитом мышлении).
У ребенка с 4 до 5 лет происходит развитие образного мышления. Он уже способен использовать простые схемы для решения несложной задачи. Он может строить по схеме и решать лабиринтные задачи.
С развитием предвосхищения дети уже могут сказать, что произойдет после взаимодействия объектов, на основании их пространственного расположения. Тем не менее, в этом случае им сложно встать на позицию наблюдателя, совершая во внутреннем плане мыслительное превращение образа.
Для дошкольников характерны известные феномены, которые выявил Ж. Пиаже. Они включают сохранение:
- количества,
- объема,
- величины.
В целом мышление и более простые его элементы невозможно рассматривать, отрываясь от общего содержания деятельности дошкольника, а также от условий его жизни и воспитания. Решение задач должно происходить через наглядно-действенный, наглядно-образный и словесный план. Здесь главной задачей педагога является формирование различных представлений.
Для старшего дошкольного возраста характерно продолжение развития образного мышления. Дети в этот период уже способны решать задачу не только с помощью наглядного образа, но и в уме уже преобразуют определенный объект. Развитие мышления идет одновременно с освоением мыслительных средств, так как развивается способность к обобщению.
Как показали исследования российских психологов, дети в старшем дошкольном возрасте получают способность рассуждать, давать адекватные причинные объяснения. Особенно это видно, когда анализируемые отношения не вышли за рамки наглядного опыта.
У детей в возрасте 6–7 лет по-прежнему ведущим считается наглядно-образное мышление. По завершению дошкольного возраста начинает формироваться уже словесно-логическое мышление, которое предполагает развитие умений оперировать словами, понимая логику рассуждений.