Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Мотивация поведения личности в организации

Все предметы / Психология / Мотивация поведения личности в организации

Понятие, сущность и функции мотивации поведения личности в организации

Определение 1

Мотивация – это внутреннее состояние индивида, которое связано с его потребностями, активизирующее, стимулирующее и направляющее его действия к поставленной цели.

Сущность мотивации заключается в том, что она неразрывно связана с потребностями индивида. Так, индивид стремится снизить уровень напряжения, которое выражается в виде тревоги и беспокойства, возникающих у него когда он испытывает нужду в удовлетворении определенной потребности (социальной или биологической).

Потребность заключается в том, что человек в процессе своей деятельности, в том числе и профессиональной, стремится удовлетворить свои физиологические и социальные потребности. К физиологическим потребностям относятся – потребность в пище, одежде, жилье и т.д., к социальным – потребность занять определенный социальный статус, положение в обществе и т.д. Ради этого всего люди ходят на работу.

Таким образом, профессиональная деятельность, в рамках определенной организации позволяет человеку удовлетворять свои физические и социальные потребности. Кроме того, каждый человек, будучи сотрудником организации, стремится производить на сослуживцев хорошее впечатление, устанавливать с коллегами благоприятные взаимоотношения, самоутверждаться и развиваться. Все это и является мотивацией поведения человека в организации.

Основными функциями мотивации являются:

  • Побуждение человека к выполнению определенных действий.
  • Осуществление целенаправленной деятельности.
  • Осуществление самоконтроля и поддержания своего поведения на должном уровне.

Мотивация поведения личности в организации будет высока в том случае, если человек заинтересован в конечном результате, а так же если он сам положительно относится к возложенным на него профессиональным обязанностям. Только в этом случае трудовая мотивация человека и мотивация его поведения в рамках организации будут высоки.

Структура мотивации поведения

Основным принципом управления в организации является принцип мотивации личности в организации. В данном случае управление понимается как целенаправленное воздействие на личность сотрудников, которое во многом зависит от имеющихся средств и ресурсов. Одним из средств воздействия на поведения человека в организации является мотивация, а главными рычагами выступают стимулы и мотивы.

Готовые работы на аналогичную тему

Определение 2

Стимул – это внешняя причина, которая побуждает человека к совершению активных действий.

Например, в рамках организации, основным стимулом для сотрудника выступает уровень заработной платы и условия труда.

Определение 3

Мотивы – это внутренняя побудительная сила, которая может включать в себя осознанные внутренние побуждения, инстинктивные импульсы, биологические желания и влечения.

В процессе мотивации человек осознает мотивы и делает свой выбор, отдавая предпочтение тому или иному мотиву. В качестве мотивов могут выступать любые элементы человеческого сознания:

  1. Потребность – это недостаток или дефицит чего-либо.
  2. Интересы – это совокупность сконцентрированных потребностей.
  3. Цели – воображаемые или реальные образы ожидаемых человеком результатов профессиональной деятельности, направленных на достижение интересов и потребностей.
  4. Установки – это состояние готовности осуществлять необходимые действия в определенных условиях и определенным образом.
  5. Социальные ориентации – представляют определенные относительно устойчивые отношения и предпочтения к конкретным жизненным и культурным ценностям.
Замечание 1

Во всех случаях мотивации основанием мотивов выступают потребности, т.е. потребности всецело определяют поведение человека.

Таким образом, поведение человека определяет сложная система потребностей. Они, влияя друг на друга, образуют индивидуальный комплекс потребностей человека, побуждающих его к деятельности. Надо отметить, что на этот комплекс влияют не только психологические особенности индивида, но и объективные обстоятельства в виде материальной и социальной среды. Зависимость системы потребностей человека от внешнего воздействия позволяет использовать ее в целях управления.

Основные потребности человека

Каждый человек имеет достаточно широкий круг потребностей, которые оказывают влияние на формирование у него мотивации поведения или трудовой мотивации. Однако, руководство организации, при разработке системы управления персоналом должно учитывать основные потребности человека, лежащие в основе его мотивации на качественное выполнение должностных обязанностей.

Основные потребности человека, являющиеся основной мотивации поведения в организации:

  1. Физиологические потребности – это естественные потребности, которые присущи каждому человеку от рождения (еда, воздух, пища, жилье, одежда и т.п.). Удовлетворение данных потребностей обеспечивает человеку само существование в качестве биологического организма.
  2. Потребность в безопасности – это потребности, которые включают в себя потребность быть защищенным в психическом и физическом плане, иметь стабильный заработок, быть уверенным в завтрашнем дне, принадлежность к определенной социальной группе и т.д. Особое значение имеет принадлежность к определенной социальной группе, каждый человек в процессе своей профессиональной деятельности устанавливает контакты с коллегами и товарищами по работе, что является важным фактором, оказывающим положительное влияние на его трудовую мотивацию.
  3. Потребность в уважении и положительной оценке. Каждый человек стремится занять определенное место в организации и обществе, подчеркнуть свою значимость статусом. Для большинства людей их работа является отражением престижа и личных жизненных достижений.
  4. Потребность в самоактуализации. Каждый человек стремится реализовать себя и свой потенциал в профессии и личной жизни. Люди с высоким уровнем профессиональной самоактуализации, стремятся выполнять свои профессиональные обязанности на максимуме своих возможностей. Поэтому очень важно предоставить таким сотрудникам возможность карьерного роста.
  5. Власть и оказание влияние. В рамках организации, данный мотив проявляется не только в том, что человек стремится оказывать влияние на других сотрудников, но в том, что он стремится осуществлять контроль над собственной рабочей силой, с целью большей самостоятельности в профессиональной деятельности.
  6. Потребность в достижении. Мотив на достижение высокого профессионального результата особенно важен в условиях конкуренции. Человек, обладающий данным мотивом способен взять на себя большую ответственность в решении профессиональных задач.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Сергей Юрьевич Скворцов

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис