Мотивация — это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и стимулирует его к занятию той либо иной деятельностью.
Структура мотивационной сферы личности
Внутренний мир человека — это то, что присуще только для него. Это не просто образ внешнего, который имеется даже у животных. Внутренний мир обладает своим специфическим содержанием, своими законами формирования и развития. Они во многом независимы от внешней реальности. Еще Гегель отмечал, что обстоятельства и мотивы господствуют над индивидом только в том случае, когда он сам позволил им это.
Мотивационная сфера личности — это вся имеющаяся у определенного человека совокупность мотивационных образований. Она включает:
- Мотивы,
- Потребности,
- Цели,
- Интересы.
Мотив представляет собой то, что принадлежит самому субъекту. Это его устойчивое личностное свойство, которое изнутри побуждает к совершению определенных действий. Мотивы также определяются в качестве понятия, которое в обобщенном виде включает большое число диспозиций.
Потребности имеются у любого живого существа, чем живая природа отличается от неживой. Другое её отличие, которое также связано с потребностями, представлено избирательностью реагирования живого. Оно реагирует именно на то, что составило предмет потребностей, то есть на то, что организму в это время не хватает.
Потребности активизируют организм, стимулируя поведение, которое направлено на поиск того, что необходимо. Они определенным образом ведут за собой организм, приводя его в состояние высокой возбудимости и таким образом, поддерживают активность организма до того момента, пока соответствующее состояние нужды не удовлетворится в полной мере.
В мотивации большую роль играет цель. Она включает тот непосредственный осознаваемый результат, на который в это время направлено действие. Действия связаны с деятельностью, которая удовлетворяет потребность.
Помимо мотивов, целей, потребностей и интересов, побудители человеческого поведения состоят в таких категориях, как задачи, желания и намерения.
Психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успеха
Исследования мотивации достижений проводил Д. С. Мак-Клелланд в середине прошлого века. В результате анализа этой сферы ученый выявил личностные различия в мотивации достижений. Он осуществлял свои исследования с помощью специального тематического апперцепционного теста (ТАТ), разработанного Г. А. Мюрреем.
Потребность в подобного рода исследованиях была предопределена социализацией общества и ценностными ориентациями людей, относящихся к разным социальным слоям. По Мак-Клелланду формирование мотивации достижения прямым образом зависит от условий и среды воспитания. Она становится побочным продуктом базовых социальных мотивов.
В более позднее время вопросы мотивации достижения исследовали такие видные ученые, как Аткинсон, Физер, Хекхаузен и др. Эти исследователи заметили, что у детей произвольно проявляются ранние формы деятельности достижения. Это происходит вне зависимости от воспитательного воздействия взрослого человека.
Мотивационно-психологические факторы, которые способствуют достижению успеха, характеризуются определением мотива достижения. Он связан со стремлением к повышению уровня собственных возможностей. Данное понятие не способно объяснить определенные особенности развития человека. По этой причине ученые вводят конкретные мотивационные переменные, способные установить взаимосвязь между деятельностью и мотивом достижения.
Переменные представлены личностными стандартами и привлекательностью. Личностные стандарты являются оценкой субъективной вероятности успеха (субъективной сложности задачи). Привлекательность означает отношение индивида к личному успеху или неудачам в соответствующем виде деятельности.
Важнейший мотивационно-психологический фактор, который способствует или препятствует достижению успеха, представлен, индивидуальными предпочтениями. В зависимости от их наличия человек начинает приписывать ответственность за успех (неудачу) самому себе или окружающим обстоятельствам.
Считается, что, чем выше эмоциональная включенность родителей в дела их детей, включая соответствующую этому окружающую обстановку, тем выше у них потребность в достижении успеха. Для развития данной потребности давление взрослых на детей должно быть ненавязчивым, при этом окружающая среда должна быть благоприятной и побуждающей. При таких условиях появляется максимальная вероятность для самостоятельной проверки собственных умений и возможностей.
Шкала факторов мотивации достижений включает 2 части. Первая из них отражает успех (не важно то, в какой мере он выражен), а вторая показывает неудачу. Мотивация успеха обладает положительным характером. При ее наличии действия индивида концентрируются на достижении конструктивных и положительных результатов. Личностная активность в этой ситуации будет зависеть от потребности в достижении успеха.
Мотивационно-психологические факторы, препятствующие достижению успеха, относят к негативной сфере. При этом типе мотивации люди стремятся, в первую очередь, к исключению порицаний и наказаний. Ожидание неприятных последствий предопределяет их деятельность. Так, может быть еще ничего не сделано, но человек уже начнет бояться вероятного провала. Он размышляет, каким образом его избежать, а не о том, как достичь успеха.
Факторы достижения успеха отделяются друг от друга узкой пограничной областью. В соответствии с достигнутыми успехами эта граница перемещается вверх и вниз по шкале. Она может смещать вместе с собой нулевую точку отсчета. По этой причине невозможно объективно определять для достаточно долгого периода времени, что именно для отдельной личности будет являться успехом, а что – неудачей.