Сленг — это открытая система ненормативных лексико-фразеологических единиц в рамках разговорного просторечного языка. Молодежный сленг используется для того, чтобы выразить усиленную экспрессию и особую оценочную окраску (как правило, негативную) речи.
Подходы к понятию сленг
Молодёжный сленг — это социальный диалект людей, находящихся в возрасте от 13 до 30 лет. Он возник из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе. Сленг, в первую очередь, отличается разговорной, а часто даже грубой, фамильярной окраской.
Сленг представляет собой вариант разговорной речи (включая экспрессивно окрашенные речевые элементы), не совпадающий с нормой литературного языка. Он является также речью какой-либо группы, которая объединена общими интересами. Сленг включает большое количество слов, отличающихся от общего языка. Часто это могут быть выражения, не вполне понятные окружающим людям.
Сленг не обладает жесткой социально-групповой ориентацией. В качестве его носителей могут выступать представители различных профессий, люди различного социального и образовательного статуса и даже разного возраста.
Причины появления молодёжного сленга
Исследуя причины использования и распространения сленга среди подростков, ученые пришли к выводу, что основные из них представлены:
- Проявлениями современной поп-культуры;
- Увлечениями подростков европейской, особенно американской культурой;
- Использованием сети Интернет, его широких возможностей и быстро развивающихся компьютерных технологий;
- Увлечением компьютерными играми;
- Потребностью подростков в самовыражении и встречном понимании;
- Особенностями воспитания в семье;
- Увлечением низкопробной кино-продукцией, СМИ.
Использование подростками сленга напрямую связано с особенностями подросткового периода. Для данного возраста присущи соответствующие поведенческие реакции, которые включают группирование, эмансипацию и оппозицию, имитацию и подражание, компенсацию и увлечения.
При определении причин использования сленга в соответствии с данными поведенческих подростковых реакций, ученые получили несколько причин. При группировании сленг используется в качестве средства отделения «своих» oт «посторонних». Здесь с его помощью укрепляется 0столь ценимая в данном возрасте групповая солидарность. С помощью знания такого специального языка подростки могут само утверждаться, чувствуя себя участниками некой замкнутой общности. Сленг также способен помочь поддерживать хорошие отношения со сверстниками.
В ходе эмансипации сленг также предназначен для самоутверждения. Здесь выражения и фразы выражают свободу, при этом подростки часто заявляют, что попросту не желают, чтобы их понимали взрослые. Сленговые словечки и названия можно отнести лишь к миру подростков. Они отделяют молодых людей от всего остального мира, становясь часто непонятными людям других поколений.
Молодежный сленг как форма самоутверждения подростка также представлен оппозицией. Здесь сленг выступает в качестве своего рода протеста против взрослого. Здесь присутствует отсутствие желания следовать правилам, которые придумали взрослые. Этот протест распространяется на речь подростка.
Компенсации представляют собой использование сленга в качестве формы самоутверждения. Это одна из форм преодоления чувства социальной неполноценности, поскольку фразы здесь дают возможность повысить социальный статус в группе, утверждаясь как среди сверстников, так и в своих собственных глазах.
В процессе подражания молодежный сленг используется как повторение фраз и выражений определенного лица, которое подросток считает значимым для себя. По этой причине в речи подростков много слов из тюремного и блатного лексикона, словечек из телевизионных передач и кинофильмов.
В психологии ученые называют еще несколько причин, по которым подрастающее поколение активно употребляет сленг:
- Недостаток литературного словарного запаса для выражения своей мысли;
- Стремление к разнообразию (жаргон помогает молодежи расслабиться, стать раскованными и развязными);
- Стремление выражаться кратко (одним и тем же словом подростки часто пытаются передать различные значения).
Самоутверждение подростков в ходе использования молодежного сленга
Молодежный сленг, используемый подростками, как правило, отличается нестабильностью и постоянной изменяемостью. Он не успевает закрепиться, при этом одни формы речи начинают уступать место другим. Например, столь давнее жаргонное «мани» (от англ. — деньги) заменили баксы и бабки.
Многие подростковые жаргонизмы представляют собой слова, заимствованные из английской культуры. Интересно то, что такие жаргонизмы понимают даже те, кто никогда не учил английский язык. Примерами являются фразы: лузер, плиз, респект, фэйс, пардон и др.
Для самоутверждения подростки часто прибегают к использованию уголовной лексики. Некоторым детям кажется, что такая лексика в речи способна сделать их «крутыми», повышая авторитет и возвышая над всеми окружающими. По этой причине ее чаще всего можно услышать от подростков, которые хотят выступать лидерами в компании или классе.
В лексике, которая связана с криминальной сферой, используются названия лиц (гопник, авторитет, мусор), действий (замочить, настучать, грохнуть). Знанием уголовного сленга молодые люди, как правило, подчеркивают свою «взрослость» и «крутизну»
Очень много фраз для сленга молодежи приходит из компьютерных игр. Как правило, такие слова специфичны в использовании, их применяют в речи те молодые люди, для которых игры представляют хобби. Компьютерный подростковый язык очень широко распространяется в современных условиях.
У подростков есть разные личные увлечения. Им молодые люди посвящают большую часть своего свободного времени. И мир жаргонизмов, которые связаны с тем или иным увлечением, является ярким и своеобразным. Во все времена популярным среди молодежи стал футбол. По этой причине подростки не всегда могут обойтись без жаргонных слов (например, финтовать, гонять финты).