Мнемические способности — это важнейшая составляющая памяти. Они включают запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Память представляет собой систему мнемических способностей и сохраненной информации.
Сущность понятия «мнемические способности»
Категорию «мнемические способности» ввел в отечественную психологию А. А. Смирнов. Он рассматривал их в качестве наиболее адекватной характеристики памяти в дифференциально-психологическом плане. Автор теории определил мнемические способности в виде индивидуальной степени выраженности памяти конкретного человека.
Исследования в сфере психологии позволяют характеризовать мнемические способности как определенные свойства функциональных систем мозга. Они дают возможность кодировать и декодировать информацию для реализации следующих функций:
- Запоминание,
- Сохранение,
- Воспроизведение.
Эти функции имеют индивидуальную меру выраженности и обладают качественным своеобразием, что проявляется через эффективность деятельности и поведения.
Механизмы мнемических способностей
Мнемические способности обладают определенным строением. Их структура описывается с помощью системы разноуровневых механизмов: функциональных, операционных и регулирующих.
Функциональные механизмы представляют собой свойства многоуровневых функциональных систем мозга разного порядка. Они позволяют производить кодирование и декодирование информации, необходимой для запоминания, сохранения и воспроизведения.
Для данных механизмов характерны следующие свойства: генотипическая и врожденная обусловленность, индивидуальная мера выраженности, мономодальность, пластичность. Процессы существуют неразрывно с разноуровневыми механизмами анализа воспринимаемой информации. Они представлены неосознаваемым уровнем психической активности, при этом результат их появления осознается.
Для операционных механизмов мнемических способностей присущи мнемические действия, которые позволяют обрабатывать (осмысливать) сведения для их запоминания, сохранения и воспроизведения. Формирование этих механизмов происходит посредством биологических (созревание мозга) и социальных (обучение) факторов.
Они имеют несколько свойств:
- Многоуровневость,
- Динамичность (подвижность),
- Пластичность,
- Конгруэнтность запоминаемому материалу,
- Индивидуальное своеобразие,
- Относительная стабильность для каждого субъекта.
Регулирующие механизмы включают систему внешней регуляции и внутренней регуляции по отношению к памяти. Они находятся «внутри» мнемических процессов. Внешний тип регуляции представлен мотивами, целями деятельности, Я-концепцией, эмоциями, волевыми качествами. В совокупном детерминирующем воздействии на мнемические процессы они выражены в качестве личностного смысла «запомнить», «узнать», «воспроизвести» или «забыть».
Основа регулирующего механизма представлена внутренней регуляцией. Ее составляют такие действия, как отражение условий запоминания и воспроизведения, принятие решений (например, процесс выбора оперативной единицы запоминания и воспроизведения), антиципация, создание представления о программе, контроль с помощью оценки параметров результата и коррекция.
Регулирующие механизмы формируются как следствие развития операционных механизмов. Они влияют на мнемический результат посредством управления процессом переработки информации и проявляются относительно самостоятельно.
Мнемические способности и продуктивность памяти
Память представляет собой психический процесс, который играет главную роль среди всех психических функций. По этой причине другие функции не способны реализоваться без участия памяти. Наряду с этим, память напрямую связана с психическими процессами.
Согласно теории В. Д. Шадрикова, мнемические способности помогают упорядочивать индивидуальный опыт человека, обеспечивая работу памяти как системы. Опираясь на эту концепцию способностей, Л. В. Черемошкина, в свою очередь, предлагает исследовать мнемические способности как свойства функциональных систем. Их реализация происходит во всех основных мнемических функциях, которые имеют индивидуальную степень выраженности. Как правило, процесс проявляется через успешность и продуктивность мнемической деятельности.
Развитие способностей — это особенный процесс развития функциональной системы. Она реализует соответствующую психическую функцию, а также совокупность всех ее компонентов и связей.
Функциональные механизмы являются определенной основой мнемических способностей человека. Их исследуют как функцию биосоциального организма, который непрерывно взаимодействует со средой.
Смысл психического отражения состоит в потребности непрерывного контроля взаимодействия. Если речь идет о личностном своеобразии, то возникает вопрос о степени выраженности индивидуальной меры в рамках способности, включая ее происхождение, структуру, развитие и различные процессуальные особенности.
Б. Г. Ананьев впервые использовал категорию «функциональные механизмы». Он понимал под ней характеристики человека, которые свойственны ему в большей степени. Автор считал, что функциональные механизмы — это основа психической функции, обусловленной генотипически и определенной через природную организацию человека.
Функциональные механизмы мимнемических способностей, помогающие памяти быть продуктивной, представляют собой ту основу процессов в сфере кодирования информации, которая в «чистом» виде подчинена объективным законам работы психического.
В психологии до настоящего времени не ясно до конца, какова природа процессов запоминания, забывания, сохранения, воспроизведения и узнавания (физиологическая или психофизиологическая). Были предприняты попытки рассмотрения памяти как свойства мозга, при этом ученые столкнулись с множеством противоречий. Они касались мнемического эффекта, который прямо и непосредственно не связан с работой определенного уровня мозговых процессов.
Исследователи констатировали присутствие воздействия на мнемический результат личного отношения человека к самому процессу, материалу для запоминания или ситуации в целом.