Межличностные отношения дошкольников в группе
Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, определяемые системой установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
До 4-х лет у ребенка сохраняется тип эмоционально-практического взаимодействия, а к середине дошкольного возраста в отношении к сверстнику происходит решительный перелом – это потребность в сотрудничестве и совместных действиях, резко возрастает эмоциональная вовлеченность в действия другого. В ходе совместной деятельности идет пристальное и ревнивое наблюдение за действиями сверстника и оценка этого действия. Более остро и эмоционально реагирует ребенок и на оценку взрослого. Возрастает сопереживание, которое, однако, зачастую носит неадекватный характер – успехи могут огорчать и обижать ребенка, а неудачи, радовать.
Это тот возраст, когда ребенок начинает хвастаться, конкурировать, показывать свои преимущества. Острота детских конфликтов и их количество резко возрастает. К себе дошкольник относится через сравнение с другим ребенком, он уже ищет различия и оценивает, кто лучше, кто хуже.
Моральные качества в этом возрасте имеют особую значимость, а главным ценителем этих качеств для ребенка является взрослый.
В середине дошкольного детства (4-5 лет) начинает интенсивно формироваться предметная составляющая образа Я. Однако отношение к сверстнику снова значительно меняется к старшему дошкольному возрасту, сопереживание становится более выраженным и адекватным, а зависть, злорадство и конкурентность проявляются не так остро. Направленные на сверстника помощь, утешение, поддержка, становятся активнее, появляется стремление понять его переживания.
Количество просоциальных действий, эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника в старшем дошкольном возрасте значительно увеличивается. Причина этого, как показали исследования, связана с появлением у ребенка произвольности поведения и усвоения моральных норм. Однако поведение старших дошкольников по наблюдениям Е.О. Смирновой и В.Г. Утробиной, не всегда является произвольно регулируемым, о чем говорит одномоментное принятие решений. Старшие дошкольники включаются в действия сверстника. Если 4-5-летки осуждают действия сверстника вслед за взрослым, то 6-летки уже объединяются в своем «противостоянии» взрослому. Следовательно, просоциальные действия старших дошкольников направлены непосредственно на другого ребенка, а не на соблюдение моральных норм.
Рост просоциальности в дошкольном возрасте объясняется развитием децентрации, а это говорит о том, что ребенок способен понимать «точку» зрения другого. Для ребенка его ровесник становится самоценной, целостной личностью, а не только предметом сравнения с собой.
Ученые предполагают, что эти изменения отражают определенные сдвиги в самосознании дошкольника. Эти особенности не всегда реализуются в развитии конкретных детей, существуют индивидуальные варианты в отношениях ребенка к сверстнику.
Проблемные формы межличностных отношений дошкольников
Дошкольники ссорятся, дружат, мирятся, помогают друг другу, а иногда и мелкие «пакости» делают, все эти отношения дошкольниками остро переживаются и несут разнообразные эмоции.
Рисунок 1. Проблемные формы межличностных отношений дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Конфликтность и эмоциональная напряженность в отношениях детей занимает большое место. Опыт межличностных отношений у дошкольников не всегда складывается удачно, у многих детей закрепляется негативное отношение к другим.
Причинами типичных конфликтных отношений выступают:
- повышенная агрессивность,
- обидчивость,
- застенчивость,
- демонстративность.
Агрессивное поведение может принимать разнообразные формы. Специалисты выделяют вербальную и физическую агрессию. Первая направлена на угрозы в виде оскорблений и унижающих высказываний, а вторая направлена на физические действия. Агрессия у некоторых детей может не только сохраняться, но и развиваться. У агрессивных детей другой ребенок выступает как противник, как препятствие, и это препятствие необходимо устранить.
Проблемной формой межличностных отношений является обида на других – это переживание своего игнорирования со стороны сверстников. Возникает обида в 3-4 года и носит ситуативный характер, потому что малыши не заостряют на ней внимание и быстро забывают. Феномен обиды после 5 лет связан с появлением потребности в признании и главным виновником обиды выступает сверстник. Обидчивые дети имеют яркую установку на оценочное отношение к себе – это их характерная особенность. Обидчивые дети болезненно воспринимают со стороны сверстников оценку себя и отношение к себе, потому что им необходимо подтверждение собственной ценности и значимости.
Сложной проблемой межличностных отношений является застенчивость, которая проявляется в различных ситуациях – это может быть затрудненное общение, робость, неуверенность, напряжение и др. По мнению Л. Н. Галигузовой, для застенчивого ребенка характерна повышенная чувствительность к оценке взрослого. Удача, как правило, окрыляет и успокаивает его, но малейшее замечание является началом нового всплеска робости и смущения.
Застенчивые дети имеют высокую самооценку, но между собственной самооценкой и оценкой других, у них заметен разрыв. Успех деятельности для них не играет роли, ребенок готовит себя к неудаче. Он доброжелательно относится к другим, стремится к общению, но проявить себя не может решиться.
У 4-5-летних детей уже есть потребность признания и уважения сверстников. Появляется соревновательное начало и конкуренция, вместе с этим в черте их характера появляется демонстративность поведения. Особенностью их поведения является стремление привлечь к себе внимание и неважно, каким способом. Демонстративность не считается отрицательным качеством.
Главной причиной конфликтов дошкольников, таким образом, является сосредоточенность на собственной деятельности – «что я значу для других».
Динамика развития межличностных отношений в детской группе
Динамика развития межличностных отношений довольно полно представлена в работе С.Г. Якобсон «Дошкольник: Психология и педагогика возраста». Автор указывает, что в работе с детьми 3-х лет особое место должен занимать контроль над их взаимоотношениями. Сверстник для 3-летнего малыша принципиального значения не имеет, потому что в этом возрасте они индифферентны к действиям сверстника. Несмотря на то, что их не волнуют удачи и неудачи, трехлетки легко заражаются радостными эмоциями и вполне могут поделиться игрушкой.
Во внутренней жизни ребенка сверстник ещё не играет сколь-нибудь существенной роли. Это самый благоприятный период жизни для того, чтобы заложить в ребенке потребность к мирному сосуществованию, заложить традиции уважения, терпимости, доброжелательности. Как бы, глядя в сверстника, ребенок объективирует себя и выделяет в себе конкретные свойства. Однако это чисто внешний характер.
Перелом происходит в 4-5 лет, причиной которого является обогащение и изменение детской игры. Но и здесь возникают конфликты из-за игрушек, хотя их причины уже другие. Источником конфликтов могут быть некоторые дети, кто не умеет себя занять, и склонен мешать сверстнику. В этом кроется опасность появления нового стиля взаимоотношений, совсем нежелательного. В этом возрасте, считает С.Г. Якобсон, конфликты возможны из-за расхождения во взглядах.
В пять лет внимание ребенка к сверстнику становится напряженным, возникает потребность в сотрудничестве и совместных действиях. В ходе совместной игры дети наблюдают друг за другом пристально и ревниво, оценивая других. Сопереживание сверстникам возрастает резко, но часто носит неадекватный характер. В характере детских отношений происходят принципиальные изменения.
К детям, умеющим интересно играть, тянутся другие, и появляется возможность выбирать партнеров, а нежелательных отвергать. Независимо от взрослого в «детском обществе» происходит расслоение – одни занимают привилегированное положение, а другие попадают в неблагоприятную ситуацию. Суть этой качественной перестройки отношений к сверстнику заключается в том, что дошкольник начинает относиться к самому себе через другого ребенка. Для новых отношений, считает С.Г. Якобсон, характерна устойчивость и нечувствительность к педагогическим воздействиям.
К 6-ти годам сверстник для ребенка начинает иметь серьезное значение. Психический прогресс создает благоприятные условия для нового типа взаимоотношений:
- неразвитая прежде речь уже не является препятствием взаимопонимания;
- багаж различных знаний об окружающем мире;
- развитие произвольности, а также интеллектуальное и личностное развитие позволяют осуществлять игру без помощи взрослого;
- интерес ребенка к себе и своим качествам распространяется на сверстников.