Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Межличностные отношения лидеров-подростков

Психологические и личностные особенности лидеров-подростков

Определение 1

Лидер – это личность, за которой все другие члены группы безоговорочно признают право брать на себя ответственность за принятие решений, которые затрагивают их общие интересы и определяют дальнейшее направление и характер деятельность всей группы (коллектива, сообщества и т.д.).

Лидер может быть назначен, а может быть избран самим коллективом неофициально, посредством признания его лидерских качеств, всеми участниками группы.

В настоящее время проблема лидерства весьма актуальна. Важно отметить, что она рассматривается не только в контексте отношений взрослых людей, но и подростков. Исследование лидерства у подростков вызвано тем, что в зависимости от того, кто руководит группой, зависит направленность действий подростков, установление их жизненных принципов, развитие личностных качеств и т.д. Кроме того, лидерство у подростков актуально еще и потому, что каждый подросток в силу возрастных особенностей стремится выделиться из круга сверстников и стать лидером. Для подростка лидерство – это признание его как личности.

Определение 2

Подростковый возраст – это возрастной интервал от 12-ти до 15-ти лет, характеризующийся наиболее активным физическим, познавательным и психосоциальным развитием человека.

Подростковый возраст признан одним из наиболее сложных периодов в жизни человека. Связано это с тем, что подросток, по сути, находится на «перепутье». Так, с точки зрения физиологии он уже не ребенок, его телосложение как у взрослого человека, но психологическое развитие и малый жизненный опыт не дают реализоваться, так как ему хочется. В этой связи основной целью каждого подростка является потребность доказать окружающим его людям, что он уже достаточной взрослый.

Особенностями подросткового возраста являются:

  1. Физиологическое развитие – отмечается бурный и неравномерный рост и развитие организма, характеризующийся интенсивным ростом всего тела, наращиванием мускульного аппарата и окостенением скелета.
  2. Оценка свой внешности и физического «Я» - подростки очень придирчивы к своей внешности, им кажется, что происходящие с ними изменения негативно сказываются на них, они чувствуют себя некрасивыми и неуклюжими.
  3. Развитие и укрепление чувства взрослости – происходит установление собственных моральных установок и требований, которые определяют характер взаимоотношений с окружающими.
  4. Взаимоотношения со взрослыми и сверстниками – подростки стремятся к группированию, каждая группа имеет свои отличительные черты, связано это с острой потребностью в общении.
«Межличностные отношения лидеров-подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Психологические и личностные особенности лидеров-подростков:

  • Лидеры-подростки 12-13 лет – это подростки, отличающиеся сильным волевым началом, чаще всего сангвиники, умеющие адекватно анализировать ситуацию, сосредотачиваться на сути, обладающие навыками эффективного разрешения любого рода проблем. Отличительной чертой подростков данного возрастного интервала является то, что они умеют слушать собеседника, при этом выражать искреннюю заинтересованность. В межличностных взаимоотношениях они проявляют высокую чувствительность, сопереживание, сочувствие и эмоциональный отклик на другого человека. В лидерстве они гуманны и хорошо разбираются в других людях.

  • Лидеры-подростки 14-15 лет – умеют концентрироваться на поставленной цели, обладают рядом волевых качеств, способны глубоко и быстро анализировать ситуацию, сосредотачиваться на сути. Одной из характерных черт личности является умение придумывать что-то новое и оригинальное, при этом у них достаточно хорошо развито чувство прекрасное и эстетический вкус. Основная цель подростка-лидера в этом возрасте – самовыражение.

Специфика межличностных отношений лидеров-подростков

Межличностные отношения подростков представляют собой особую и отдельную сферу их жизни, которая очень важна для каждого подростка, вне зависимости от того, является он в своей группе лидером или нет. Отношения между подростками выстраиваются на принципах справедливости и равенства, что обеспечивает им необходимые условиях для взросления.

Непосредственно для подростков, обладающих качествами лидера или признанными в своей группе лидером, основной межличностного взаимодействия является наличие общих ценностей, потребностей, интересов, стремлений и переживаний.

Общение между подростками-лидерами имеет субъективное значение, и кардинально отличается от взаимодействия со взрослыми и другими сверстниками. Такое общение не просто важно для подростков, оно представляет собой одну из основных сфер жизнедеятельности. При общении двух лидеров-подростков, происходит не просто процесс межличностного отношения сверстников, но удовлетворяется потребность в совместной деятельности с человеком, который обладает теми же личностными качествами, что и он сам.

Замечание 1

Межличностные отношения лидеров-подростков позволяют им проверить свои лидерские качества, быть признанными и принятыми в среде равных, так как они не просто общаются друг с другом, но и удовлетворяют свои притязания, находят близких по духу друзей.

Мотивы межличностных отношений лидеров-подростков проходят определенные фазы, связанные с взрослением:

  • 12 лет (5 класс) – у подростков преобладает недифференцированное желание быть среди своих сверстников, организовывать совместные игры, что-то вместе делать, достигать определенных результатов и т.д.
  • 13 лет (6 класс) – одним из основных желаний подростка становится желание стать лидером в коллективе и занять определенный статус.
  • 14-15 лет (7-8 класс) – у подростков возникает потребность в автономии в группе сверстников, в связи с чем, они осуществляют поиск признания ценности своей личности в их глазах.

В настоящее время, ряд проведенных практических исследований показывали, что именно фрустрация потребности быть значимым среди товарищей у многих подростков вызывает тяжелые негативные переживания, приводит к появлению девиантного поведения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot