Межличностные ориентации — это особенности личностного взаимодействия, которые вытекают из личного устройства и имеют субъективную и объективную направленность.
Межличностные ориентации в межличностном общении детей старшего школьного возраста
Эффективность совместной деятельности детей старшего школьного возраста по большей мере зависит от уровня их компетентности в сфере межличностных отношений. Искусство коммуникации и знание его психологических механизмов сегодня требуется для каждого человека, поскольку представляет собой основу жизненного и профессионального успеха.
Обучение межличностному взаимодействию включает развитие межличностных ориентаций и коммуникативных качеств личности. Этот процесс происходит, в первую очередь, в школьные годы. По этой причине в Федеральном государственном образовательном стандарте планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы включают также умение учитывать точку зрения собеседника (партнёра), организовывая и осуществляя сотрудничество и кооперацию с педагогами и сверстниками.
На развитие личности ребёнка большое воздействие оказывают межличностные ориентации. Степень широты или бедности связей старшего школьника способна предопределять внутреннюю структуру личности, включая переживания, образ мыслей и поведение. По этой причине каждый ученик при общении и взаимодействии с ровесниками должен ощущать их расположение, принятие в коллективе.
В рамках межличностных ориентаций большое значение имеют следующие составляющие:
- Развитие личности,
- Социальные чувства школьника,
- Эмоциональное благополучие,
- Настроение,
- Удовлетворённость школьника от пребывания в данной группе.
Эти показатели зависят от характера взаимоотношений в коллективе. Таким образом, для развития положительных взаимоотношений требуется формирование благоприятной окружающей атмосферы.
Особенности межличностных ориентаций старших школьников
Старший школьный возраст становится стадией завершения полового созревания. Вместе с этим он представляет собой начальную стадию физической зрелости. Юноши теперь понимают значение слова «мужчина», а девушки – слова «женщина». Старшеклассники обращают внимание на свою непохожесть и уникальность, пытаясь подчеркнуть это возможными средствами. Для старшеклассников присуща готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие помогает развивать навыки и умения в труде и спорте, открывая большие перспективы для выбора профессии.
В рамках межличностных ориентаций старших школьников происходит значительное изменение самосознания, поскольку растет роль собственных ценностей. В этой сфере частные самооценки собственных личностных качеств начинают перерастать в целостное отношение к себе. Старший школьник осознает свою принадлежность к миру.
Старшие школьники стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь, что формирует новые социальные ситуации развития. Перед ними встают задачи самоопределения и выбора своего жизненного пути.
Межличностные ориентации школьника старших классов, как правило, обращены в будущее. Новая социальная позиция меняет для них значимость учения, включая его задачи и содержание. Старшие школьники дают оценку учебному процессу с позиции того, что они дают для их будущего. Старший школьник начинает иначе, чем подросток, смотреть на школьную жизнь. Если подросток смотрит в будущее с позиции настоящего, то старший школьник на настоящее смотрит с позиции будущего.
В старшем школьном периоде происходит установление довольно прочной связи между профессиональными и учебными интересами. У подростков учебные интересы, как правило, предопределяют выбор профессии. У старшего школьника можно наблюдать обратное, когда уже выбор профессии влияет на формирование учебных интересов и меняет ориентации и отношение к учебной деятельности. В связи с необходимостью изменения межличностных ориентаций и самоопределения у школьников проявляется потребность разобраться в окружающих людях и в самом себе.
В рамках межличностных ориентаций старшие школьники предъявляют большие требования к моральному облику другого человека. Это связано с тем, что в этот период создается более целостное представление о личности других людей и о самом себе. Так, расширяется круг осознаваемых социальных и психологических качеств людей.
Межличностное общение старших школьников
С возрастом у ребенка неуклонно усиливается потребность в общении со сверстниками. Общение представляет собой канал информации, по которому человек узнает многие необходимые вещи. В его процессе происходит выработка требуемых навыков социального взаимодействия, возникает умение подчиняться коллективной дисциплине с одновременным отстаиванием своих прав.
У ребенка старшего школьного возраста формируются коммуникативные качества. Межличностные ориентации этого возраста связаны с тем, что осознание групповой принадлежности создает у молодежи чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Для старшеклассника свойственно эмоционально-личностное отношение к коллективу. Особенно большая роль придается его сплоченности, при этом данное требование часто становится максималистским. С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной позиции, происходит быстрое расширение круга общения, увеличивается количество внеклассных и внешкольных друзей, с другой – общение заметно разделяется в самом классном коллективе.
Структура групп коммуникации и их сплоченность во многом будет зависеть от уровня развития взаимоотношений между старшими школьниками. В качестве первичных ячеек общения, в которых начинают присутствовать межличностные ориентации, выступают однополые группы мальчиков и девочек. Несколько таких групп без потери своей внутренней общности постепенно могут сформировать смешанную компанию. Позднее, внутри этой компании уже могут сложиться пары из мальчиков и девочек.