Методы научного познания
Метод – это путь к цели, прием, способ познания, позволяющий исследовать какой-либо объект.
Под методом обычно понимают способ организации какой-либо деятельности. Ф Бэкон сравнивал метод со светильником, который путник держит в руках, чтобы освещать себе путь. Под методом ряд исследователей понимает конкретный способ движения субъекта познания к намеченной цели с помощью элементов деятельности, включая личностные.
Если рассматривать понятие «метод» в широком смысле, то он определяется как совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности.
Природа каждого метода двуединая, основанная на знании законов науки и неотделимая от исследовательской работы. Методы являются сознательно разработанными приемами. Свое начало они берут в философии Нового времени и делятся на две большие группы по уровню научного познания – эмпирические методы познания (сенсуализм) и теоретические методы познания (рационализм).
Рисунок 1. Методы научного познания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На эмпирическом уровне применяются такие общенаучные методы, как наблюдение, эксперимент, измерение.
На теоретическом уровне применяются методы идеализации, формализации.
Такой метод как моделирование применяется на теоретическом и эмпирическом уровне.
На эмпирическом уровне идет непосредственное исследование реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов и осуществляется накопление информации об объекте. Первичная систематизация полученных знаний на этом уровне происходит в виде таблиц, схем, графиков.
Что касается теоретического уровня научного познания, то исследования осуществляются на рациональной ступени познания. Этот уровень позволяет выявить наиболее глубокие и существенные стороны связей, а также закономерности изучаемых объектов и явлений.
Теоретический уровень познания имеет свои результаты в виде гипотез, теорий, законов. Оба уровня познания между собой взаимосвязаны, но эмпирический уровень является фундаментом теоретического уровня научного познания.
Методы эмпирического уровня познания
В основе эмпирических методов лежит чувственное познание и данные приборов. К чувственному познанию относится ощущение, восприятие, представление.
К эмпирическим методам познания относятся наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.
Для научного наблюдения характерна целенаправленность, планомерность, активность. С развитием науки метод наблюдения был дополнен экспериментальными исследованиями.
Наблюдения по способу проведения могут быть непосредственными и опосредованными. Стороны и свойства объекта при непосредственных наблюдениях воспринимаются органами чувств человека и используются в качестве важного метода в космических исследованиях. Опосредованные наблюдения проводятся с помощью технических средств, например, наблюдения за небесными телами.
Более сложным методом эмпирического познания является эксперимент, предполагающий целенаправленное воздействие исследователя на объект, причем строго контролируемое.
Эксперимент дает возможность устранять побочные факторы и изучать объект как бы в «очищенном виде». Кроме этого изучаемый объект можно поставить в искусственные условия, экспериментатор может вмешиваться в процесс и оказывать на его протекание активное влияние. Эксперимент можно воспроизвести, что является несомненным его достоинством.
Проблемы, решаемые в ходе эксперимента делятся на исследовательские и проверочные. Исследовательские проблемы обнаруживают новые свойства объекта, а проверочные служат для проверки каких-то теоретических построений.
Такой метод как измерение позволяет определить отношения измеряемой величины к эталону, а метод сравнения выявляет сходство и различие признаков объектов или самих объектов.
Эксперименты могут быть качественными и количественными. Если качественные эксперименты имеют поисковый характер, то количественные эксперименты устанавливают точные количественные зависимости в явлении, которое исследуется.
Исходя из области научного знания, эксперименты бывают естественнонаучные, прикладные, социально-экономические.
Основная часть научных экспериментов проводит разнообразные измерения, связанные с определением количественных значений изучаемого объекта. Результатом измерений является единица измерения – это эталон для сравнения.
В научном познании чистых эмпирических методов не бывает, потому что даже простое наблюдение нуждается в теоретическом обосновании.
Первым этапом познавательного процесса является выявление того, что неизвестно, четко определить проблему, требующую разрешения.
На втором этапе научного познания вырабатывается гипотеза, т.е. предположение, требующее проверки.
При наличии большого числа доказательных фактов гипотеза становится теорией, которая описывает и объясняет определенные явления, например, теория эволюции.
Надежность теории подтверждается объективными фактами. Основной научной сложностью является переход от гипотезы к теории.
Методы теоретического уровня познания
Что касается методов теоретического уровня, то они опираются на рациональное познание и логические процедуры вывода.
К теоретическим методам относятся:
- анализ, с помощью которого предмет мысленно или реально расчленяется на части;
- синтез, соединяющий в единое целое стороны предмета, выделенные в ходе анализа;
- абстрагирование, т.е. углубленное исследование какой-то определенной стороны предмета;
- формализация – знаковое, символическое отображение знания, например, химические и математические формулы;
- аналогия, т.е. умозаключение на основе сходства объектов в определенном отношении;
- моделирование – создание модели изучаемого объекта;
- идеализация – создание для объектов понятий, не существующих в действительности;
- метод дедукции позволяет двигаться от общего к частному;
- индукция – движение к общему утверждению от частного.
Теоретические методы нуждаются в эмпирических фактах. Так, метод индукции, например, сам по себе является теоретической логической операцией и в то же время требует проверки каждого частного факта, а это значит, что он основывается не на теоретическом, а на эмпирическом знании.
Теоретические и эмпирические методы, таким образом, дополняют друг друга и существуют в единстве.
Перечисленные методы являются методами-приемами – это какие-то конкретные правила, алгоритмы действия, а существуют ещё более широкие методы-подходы, указывающие общий способ решения проблемы.
Методы-подходы тоже могут включать в себя множество различных приемов, например, структурно-функциональный, герменевтический метод и др.
В основе общих методов-подходов лежат философские методы – метафизический и диалектический.
Метафизический метод рассматривает объекты вне связи их с другими, а диалектический метод раскрывает законы развития и изменения вещей в их взаимосвязи, в единстве и внутренней противоречивости.
Возведение какого-то одного метода в абсолют как единственно правильного называется догматикой. Примером догматики является диалектический материализм в советской философии, а если нагромоздить несвязанные между собой методы, минуя критичность, то получится эклектика.