Методы психологии труда — это система способов и приемов, предназначенных для изучения соответствующих сторон трудовой деятельности. Основные методы психологии труда, как и общей психологии, представлены наблюдением и экспериментом.
Понятие психологии труда
Психология труда представляет собой самостоятельную отрасль психологии, способствующую повышению эффективности использования труда человека с учетом его личностных особенностей и помогающую прогнозировать развитие отношений на производстве.
В первую очередь это направление ориентировано на человека и его интересы. Оно направлено на минимизацию производственных потерь и оптимизацию трудовой деятельности работников.
Психология труда не имеет четких границ с другими дисциплинами. Изучая психологию труда, выделяют несколько категорий наук, которые переплетаются и в разной степени взаимодействуют с данным направлением. К ним относятся:
- Экономика,
- Социология труда,
- Педагогика,
- Медицина (некоторые разделы),
- Гигиена и охрана труда, включая всю область биологических знаний о человеке и социальных системах.
Методы психологии труда
Методы психологии труда должны в любом случае соответствовать теории и задаче исследования.
Принцип объективности исследования требует не ограничиваться поверхностным исследованием изучаемых явлений и собственными мнениями о них. Он предполагает нахождение закономерностей, которые управляют ими с обоснованием выводов и зарегистрированных фактов. Факты должны быть доступны проверке другими людьми.
При использовании методов психологии труда должен соблюдаться принцип единства личности и деятельности. Он требует при исследовании трудовой деятельности принимать во внимание аспекты личности. В этом случае профессионально важные свойства человека должны изучаться не с позиции одного, а с разных видов деятельности.
Методы психологии труда помогают исследовать личность работающего и трудовую деятельность в качестве развития и изменения под воздействием факторов благоприятного и неблагоприятного характера. Если анализ осуществляется однократно, то их необходимо рассматривать только как «срез».
Практическая деятельность использует различные методы в психологии труда. Они необходимы для изучения особенностей функционирования индивида в трудовых условиях. Посредством различных методов происходит отбор кандидатов в процессе приема на работу, исследование психологических особенностей персонала и прочие стороны трудовой деятельности человека.
Самые часто используемые методы психологии труда:
- Наблюдение, которое может быть включенным и невключенным,
- Эксперимент,
- Тесты,
- Ролевые игры,
- Тренинги,
- Беседы;
- Опросы и интервью,
- Анализ и синтез информации.
Наблюдение и эксперимент как методы психологии труда
Наблюдение — это важный метод психологии труда, дающий большое количество ценной информации в теоретической и практической сфере. Данный метод рассматривается как самостоятельный, но часто его используют в сочетании с другими инструментами. Так, наблюдение чаще всего выступает как дополнение эксперимента.
Наблюдение в качестве метода считается неотъемлемым элементом любого исследования в психологии труда. Он используется в процессе анализа организации рабочего места, в решении проблем обучения, в социальных исследованиях и психодиагностике.
Наблюдение — это метод психологического исследования, который состоит в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии определенного явления (нескольких явлений). Этот процесс помогает изучить их специфичные изменения в соответствующих условиях.
Суть метода наблюдения заключается в том, чтобы отмечать все мелочи, отслеживать ведение какой-либо деятельности, явления или ситуации, вести систематизацию и группировку. Для метода присуща точность, плановость, систематичность. Показатель плановости проявляется через предварительное изучение материалов и анализ явлений. Здесь заранее должны быть выбраны все стадии процесса наблюдения с согласованием и утверждением форм записей.
Для показателя систематичности характерна работа без авральных и отрывочных наблюдений, способных искажать представления об объекте, завысить роль несущественных факторов и недооценивать важнейшие показатели. Подобная опасность появляется, в первую очередь, в ходе наблюдения явлений, которые подвержены постоянным изменениям. Нерегулярное осуществление наблюдения не дает возможности получать объективную оценку исследуемых явлений.
Показатели точности, аккуратности и внимательности необходимы не только при ведении самого наблюдения. Они нужны в процессе регистрации показателей, оформления результатов наблюдения. Здесь важно уметь классифицировать факты с определением соответствующих критериев и с правильным ведением записей.
Суть эксперимента как метода психологии труда состоит в том, что явления изучаются в специально созданных или обычных условиях естественного характера. Например, если в современном производстве необходимо определить возможности оператора в сфере выполнения сложных операций, то можно взять за основу моделирование этой ситуации. Тогда соответственно происходит изменение условий, предусмотренных планом проведения эксперимента.
Основное преимущество эксперимента заключается в том, что исследователи имеют возможность корректировать условия исследования, точно фиксируют полученный результат и используют его непосредственно в конкретной обстановке. Положительный фактор также представлен возможностью создания определенных условий, совершенных систем измерения и контроля различных переменных. Эксперимент можно повторять с гарантированным соблюдением его условий.