Психологическое тестирование — это стандартизированная методика, которая направлена на измерение индивидуальных свойств и качеств испытуемого (например, личностных, психофизиологических характеристик, способностей, знаний, состояний, навыков и др.).
Сущность психологического тестирования
Психологическое тестирование представляет собой метод измерения и оценки психологических характеристик индивида. Оно осуществляется с помощью специальных техник, предметом изучения которых могут быть любые психологические характеристики (например, отношения, психические процессы, свойства, состояния и др.).
Основа психологического тестирования представлена психологическим тестом.
Тест — это стандартизированная система испытаний, которая дает возможность выявить и подвергнуть измерению качественные и количественные индивидуальные характеристики.
Первоначально тестирование рассматривали в качестве разновидности эксперимента. Тем не менее, сегодня специфика и самостоятельное значение тестов в науке позволило разграничить его от собственно эксперимента.
Теория и практика использования методов психологического тестирования обобщены в двух самостоятельных научных дисциплинах. Первая из нах называется психологическая диагностика. Она применяет способы выявления и измерения индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей личности. Это экспериментально-психологический раздел дифференциальной психологии. Второе направление представлено тестологией. Эта наука занимается разработкой и конструированием тестов.
Особенности процесса тестирования
Процесс тестирования состоит из четырех стадий:
- Выбирается методика, адекватная целям и задачам тестирования;
- Проводится само тестирование, для которого характерен сбор информации в соответствии с инструкциями;
- Сравниваются полученные данные с «нормой» или между собой;
- Выносится оценка.
По причине наличия двух вариантов вынесения оценки по тесту принято различать два типа психологического диагноза. Первый тип включает констатацию наличия (отсутствия) соответствующего признака. В этой ситуации полученная информация, касающаяся индивидуальных особенностей психики тестируемого человека, соотносится с некоторыми заданными критериями.
Второй тип диагноза дает возможность сравнения нескольких тестируемых лиц между собой. В этом процессе находится место каждого из них на определенной «оси» в соответствии со степенью выраженности определенных качеств. Для этой цели используется ранжирование всех обследуемых лиц по степени представленности выбранного критерия, вводится высокий, средний, низкий уровень изучаемых аспектов в этой выборке.
Психологический диагноз является не только результатом сравнения эмпирических данных с тестовыми шкалами (между собой), но и итогом квалифицированной интерпретации. Она учитывает многие привходящие факторы (например, психическое состояние испытуемого, его готовность воспринимать задания и отчет о показателях, ситуация тестирования и др.).
Методы психологического тестирования особенно ярко отражают связь между способом исследования и методологических воззрений психолога. Например, в зависимости от предпочитаемых теорий личности специалист выбирает тип личностного теста.
Применение психологического тестирования является неотъемлемым аспектом современной психодиагностики. Выделяют несколько сфер практического использования результата психодиагностики. Это может быть область обучения и воспитания, профессиональный отбор и профессиональная ориентация, консультативная и психотерапевтическая практика.
Классификация методов тестирования
Наиболее удачная классификация психологических методов была предложена американским ученым С. Розенцвейгом. В 1950 году этот исследователь произвел подразделение методов на три группы:
- субъективные,
- объективные,
- проективные.
Субъективные методы, в число которых Розенцвейг включил опросник и автобиографию, требуют от субъектов наблюдения (за собой или за объектом). Для объективных методов характерно исследование с помощью наблюдения за внешним поведением. В основе проективных методах лежит анализ реакций испытуемых лиц на кажущийся личностно-нейтральным материал.
Американским психологом Г. У. Оллпортом было предложено выделять в психодиагностике прямые и непрямые методы. Прямые методы характеризуются тем, что вывод о свойствах и отношениях делается на основе сознательного отчета. Эти методы, как правило, соответствуют субъективным и объективным методам Розенцвейга.
Для непрямых методах присущи выводы, которые специалисты делают, опираясь на идентификацию испытуемого. Они соответствуют проективным методам в классификации, принятой Розенцвейгом.
В отечественной психологии методы принято классифицировать на два типа:
- формализованные методы;
- малоформализованные методы.
Для формализованных методов используется жесткая регламентация процедуры обследования. При их применении необходимо точно соблюдать инструкции, строго определенные способы предъявления стимульного материала. Так, в подобных тестах предусматриваются нормы или прочие показатели оценки результатов. Данные методы дают возможность производить сбор диагностической информации в относительно короткий срок. Они помогают количественно и качественно сравнить результат большого количества испытуемых лиц.
Малоформализованные методы позволяют собрать ценную информацию об испытуемых лицах в тех случаях, когда исследуемые явления плохо поддаются объективизации (например, личностный смысл, субъективные переживания), чрезвычайно изменчивы (например, настроение, состояние). Для этих методов необходим высокий профессионализм психолога, значительные затраты времени. Тем не менее, полностью противопоставить данные типы методов не нужно, поскольку в целом они, как правило, дополняют друг друга.
Вся группа формализованных методик относится к методам психологического тестирования (тестам). В этой классификации они включают в свой состав четыре класса методик (тесты, опросники, проективные техники и психофизиологические методы).