К психодиагностическим методикам относятся тесты успешности или еще их называют тесты достижений. Они направлены на оценку достигнутого уровня развития знаний, умений и навыков. В отличие от тестов интеллекта, тесты успешности измеряют воздействие специальных программ обучения, профессиональной подготовки на эффективность усвоения комплекса знаний, формирование различных специальных умений.
Говоря другими словами, тесты успешности ориентированы на оценку достижений индивида после завершения им обучения. Другая их особенность заключается в преимущественной направленности на измерение достижений испытуемых к моменту обследования.
Тесты достижений (успешности) являются самой многочисленной группой психодиагностических методик: это тесты на понимание научных принципов, восприятие литературы, тесты по конкретным учебным предметам, более специализированные тесты и др.
Таким образом, тесты успешности это абсолютно любые тесты, которые определяют, чему человек с помощью конкретной обучающей программы научился.
Принято считать, что они появились в 1845 г. В это время в школе Бостона ввели письменную форму проверки знаний. Специальные тесты стали применяться в США уже с 1872 г.– претенденты на ту или иную должность должны были их пройти в обязательном порядке. Огромное количество новых тестов достижений появилось после I-й мировой войны, что было связано с впечатляющими разработками в области психодиагностики.
Американский ученый Д.М. Райе в 1894 г. по проверке знаний орфографии применил таблицы для изучения эффективности методических приемов, им разработанных. В 1897 г. Г. Эббингауз, немецкий психолог использовал тесты с пропусками, контролируя, таким образом, понимание материала учебных дисциплин. Первый тест по арифметике был опубликован в 1908 г. Д. Стоуном. До настоящего времени своей актуальности не теряет Стэндфордский тест достижений. Это один из самых известных тестов и используется для оценки знаний учащихся в средних учебных заведениях.
В образовательной и профессиональной практике США, Германии, Великобритании, России, тесты успешности (достижений) начали использоваться с первого десятилетия XX века. Наиболее широкое применение и интенсивное развитие они получили в децентрализованной, прагматически ориентированной и активно развивающейся системе США.
Тестовая методика в этой стране рассматривается как универсальное средство проверки знаний, умений, профессиональной подготовки во всех сферах деятельности человека. Чтобы быть допущенным к какому-либо занятию, требующему знаний и навыков, надо получить сертификат. Например, в 2000 г. для проведения переписи населения тысячи внештатных счетчиков отбирались с помощью специальных тестов. Целью этих тестов была проверка элементарных канцелярских навыков, умения писать и считать. Безусловно, намного сложнее будут тесты диагностики достижений в профессиональной деятельности.
Разрабатывались тесты для нужд образования и в дореволюционной России, на которые в 1936 г. под влиянием идеологических установок, был наложен запрет. И только в 1960 г. исследования в этой области возобновились.
Стандартизированные тесты и неформальные тесты успешности (достижений)
Данная группа тестов используется для итогового контроля успешности. Они опубликованы и используются во многих школах страны. В каждом конкретном случае их содержание не может соответствовать близко учебной программе, по сравнению с тестами, составленными учителем.
Как правило, стандартизированные тесты написаны профессиональными составителями. Все задания тестов проходят испытания, а результаты подвергаются специальному анализу. Такой инструментарий более надежен, чем учительские тесты. Как и сами тесты метод, их проведения тоже стандартизирован, инструкции по проведению расписываются в деталях.
В стандартизированных тестах достижений выделяются основные подтипы:
- Тесты по конкретным учебным предметам. Данные тесты используются в школах, колледжах, университетах с целью контроля эффективности предметного обучения;
- Батареи общих достижений. Они приспособлены для измерения итоговых результатов усвоения образовательных программ и представляют собой широко ориентированные тесты. В образовательной практике США широко применяется разработка таких батарей. Тестовые батареи охватывают все уровни школьного обучения и дают возможность сопоставить результаты учащихся с I-XII классы. К такой скоординированной серии тестов относятся тесты академической оценки.
Многочисленные исследования, проводимые в этой области, позволили Л. Терстоуну (1887-1955) выделить 12 факторов, обозначенные им как «первичные умственные способности». Среди них можно назвать:
- Словесное понимание;
- Беглость речи;
- Числовой фактор;
- Пространственный фактор;
- Ассоциативная память;
- Скорость восприятия;
- Индукция или логическое мышление и др.
Применение тестов успешности (достижений)
Тесты достижений применяются в двух основных областях:
- Школьное образование;
- Профессиональная подготовка.
Большинство применяемых здесь тестов относятся к стандартизированным тестам и имеют главную цель – сравнить результаты тестирования с нормами или с результатом, ожидаемым для определенной группы учащихся. Они применяются:
- Как вспомогательные средства определения необходимой образовательной программы;
- Как элемент реализации программ коррекционного обучения. Эта коррекция важна для выявления учащихся, которые испытывают трудности по определенным дисциплинам в усвоении материала;
- Как средство контроля по результатам усвоения индивидуальных программ обучения и, как инструмент сертификации достижений в конце прохождения учебного курса;
- Как вспомогательный метод оценки образовательных программ и их совершенствования.
На основании результатов этих тестов можно сделать вывод о том, какой объем знаний и навыков преподается учащимся в действительности, поэтому они используются как федеральными организациями, так и местными отделами образования, в качестве инструмента государственной оценки образовательных программ.
С начала XX века стандартизированные тесты изменились незначительно, исключением является контроль их проведения, повышение надежности и привлекательность «упаковки». Они измеряют те же основные мнемические функции и аналитические способности, что и раньше.
А отсюда критические замечания, высказанные в адрес тестов достижений, заставляют исследователей заниматься поиском и разработкой новых подходов к диагностике результатов обучения. Прежде всего, к ним можно отнести:
- Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ);
- Методы диагностики компетентности;
- Процессуальное тестирование. Определяется умение учащихся в ходе выполнения заданий в реальных жизненных ситуациях.
Вторая, широко распространенная область применения тестов достижений – это профессиональное обучение и профессиональный отбор. Тестирование в этой области происходит с целью:
- Измерения эффективности обучения или тренировки в известных и контролируемых условиях трудовой деятельности людей;
- Отбор персонала на определенные виды работ, которые требуют соответствующих профессиональных знаний и опыта;
- Определение квалификации работников с целью решения вопросов переобучения.
Тесты профессиональных достижений имеют свою отличительную особенность, которая заключается в их высокой специфичности, требующей учета знаний, умений, навыков в узкоспециализированной профессиональной области. В основе разработки таких тестов лежит критериальный принцип. Критерием является уровень овладения знаниями и навыками.
Использование тестов для оценки профессиональных достижений имеет определенные ограничения:
- Динамические процессы изменений содержания профессий. Здесь имеется в виду то, что современный специалист должен иметь метапрофессиональные знания и умения и применять их в различных областях трудовой деятельности. Разнообразные компетенции дают возможность специалисту приспособиться к новым требованиям профессиональной деятельности и достичь высоких результатов её освоения;
- Профессиональные достижения сегодня не могут рассматриваться отдельно от мотивационных и волевых качеств человека. К этим качествам относятся инициатива, готовность оценивать и анализировать социальные последствия своих действий, сотрудничество, организация межличностных взаимодействий.
В качестве компромисса многие авторы предлагают от традиционной оценки профессионально значимых знаний и навыков не отказываться, а использовать тесты достижений как одно из вспомогательных средств комплексной оценки профессиональной успешности.