Понятие воспитания
Воспитанием называют процесс сознательного влияния, целью которого служит изучение ребенком необходимого жизненного опыта в социальной среде и создания приемлемой для общества системы ценностей.
Воспитание происходит в процессе деятельности по передаче молодому поколению общественного и исторического опытов. Благодаря планомерному влиянию на сознание и характер человека для вырабатывания конкретных установок и жизненных принципов, обеспечивающих нужные условия для формирования, его подготовки к социальной жизни и профессиональной среде.
Психологией определены законы, по которым развивается личность, характеристики ее становления во время разных возрастных этапов.
Влияние общества на процесс воспитания значительно в периоды, когда растущий человек восприимчив к чужому мнению, к утверждению своих жизненных позиций. Понимание этих законов дает возможность ориентировать педагогов и психологов на формирование цельной системы развития детей младенческого, подросткового и юношеского возраста.
Акцент ставится на создании у них самостоятельного и ответственного характера, отстаивании своих принципов и сохранении собственного достоинства, а также творческому подходу и аналитическому мышлению. При этом обеспечивается согласованность социального и семейного воспитания, с возможностью корректировать возникающие отклонения в развитии ребенка и его поведении.
Воспитание в рамках деятельностного подхода
Деятельностный подход при воспитании ребенка отталкивается из того, что он активно соприкасается и взаимодействует с многообразием окружающих вещей.
На различных стадиях развития разнообразные миры занимают основной вектор внимания в активности ребенка. Бывает, что усилен интерес к коммуникативной деятельности, тогда происходит формирование мотивационной сферы, а когда интересна предметная деятельность, тогда формируются познавательные сферы жизни.
В младенчестве основной деятельностью служит эмоциональное общение с окружающими взрослыми. Благодаря любящему взрослому младенец может познать искусство общения с другими. При отсутствии близкого человека этот навык мало развит.
В детском возрасте главной деятельностью становится предметно-орудийная направленность. Активно играя с предметами, ребенок изучает окружающий мир. Помощь взрослого раскрывает навыки взаимодействия в этой деятельности.
В дошкольном возрасте основной деятельностью служат ролевые игры. Проигрывая разнообразные роли, ребенок познает искусство взаимоотношений людей друг с другом.
Главной деятельностью младших школьников является учеба. Во время первых школьных лет идет развитие познавательного мира ребенка и его талантов.
У подростков основное воспитание происходит через общение. В этот период ему важно найти понимающего человека среди своих сверстников. В этом заключается фундамент его коммуникативности в дальнейшей жизни.
Любой ребенок вступает в отношения с окружающими его людьми и переживает немало всевозможных влияний: полезных, вредоносных или нейтральных, с позиции психологии воспитания.
Школьник всегда включен в различные группы (классы, кружки, секции, спортивные команды и т. д.). Так коллектив погружает ребенка в межличностные и социальные отношения.
Можно сравнить обычную, повседневную среду взаимодействия ребенка, для которой свойственно беспорядочное, разнонаправленное, случайное влияние, со средой в воспитательном коллективе, где влияние упорядочено и целенаправленно.
Психология воспитания в семье
Развитие ребенка в семье является основополагающей деятельностью для него. С самых первых шагов в общественной жизни появляется потребность воспитания в ребенке норм и правил, по которым живут взрослые. Таким образом, сформировалось знание и понимание психологии воспитания как процесса формирования взрослыми у детей важных для его жизни качеств характера. Главенствующая роль при этом принадлежит родителям.