Внимательно изучая детские рисунки можно понять внутреннее состояние юного художника, его истинные чувства.
Ребёнок изображает сюжет в соответствии с тем внутренним миром, в котором сам находится. Малыш выбирает такие линии, цвета и формы, которые созвучные его эмоциям и пониманию мира. Первоначально рисунок рождается в голове, и он затем отражает чувства и размышления своего автора.
Понимание сюжета рисунка
При проведении анализа детских рисунков не стоит делать поспешных выводов, изучая лишь один рисунок.
Чтобы понять реальную картину психологического настроения малыша, стоит сравнивать все рисунки, выполненные за неделю или в течении месяца.
Для осознания сути нарисованного, необходимо учитывать такие моменты:
- обычно дети рисуют то, что видят чаще всего: деревья и траву, солнце и облака на небе, знакомых людей и животных;
- наличие в рисунке озлобленных животных, с рогами и клыками показывает внутреннее напряжение и страхи ребенка;
- если в рисунках отсутствуют люди и животные – это указывает на отстраненность и замкнутость ребенка.
Если девочка (5 – 10 лет) постоянно рисует различных девочек, а также семью или своих домашних животных – это считается нормой и показывает формирование девочки.
Если мальчик (5 – 8 лет) изображает героев мультфильма, различные сражения– это тоже относится к нормальному развитию. Так мальчик взрослеет.
Понимание цветового содержания
При разборе детских рисунков обращают внимание на преобладание цветовых решений и на цвета, наличие которых неожиданно или чрезмерно. Например, если рисунок исполнен лишь черным карандашом, и малыш не собирается его потом раскрашивать. Также, если весь рисунок изображен красным цветом, при наличии у ребенка разнообразия цветов.
- Красный цвет показывает скрытый конфликт, внутреннее напряжение или расстройство психики у ребёнка. При этом, малыш может выделять красным цветом того, кто служит источником его проблемы;
- Синий цвет показывает успокоение, благополучие и уверенность. Если, например, рисунок в синих тонах – это показатель хорошего отношения к нарисованному;
- Желтый цвет отражает позитивное настроение, жизнерадостность, положительный настрой;
- Зеленый цвет показывает чувство принятия, доверия и надежды;
- Розовый цвет указывает на нежность и чуткость в восприятии мира;
- Серый цвет показывает настороженность, опасения и тревожность;
- Черный цвет проявляет глубинную депрессию, страхи или эмоциональные переживания.
Кроме цветового содержания рисунка важно обращать внимание на то, как ребенок раскрасил свой рисунок. Сплошное замазывание или закрашивание фигуры показывает сильные отрицательные эмоции. Все закрашенные предметы порождают у него тревогу и волнения. Например, фигура врача, старшего школьника или злого животного.
Значение деталей в детском рисунке
В психологии, при исследовании рисунков важны не только параметры рисунка, но и размеры некоторых деталей рисунка.
- небольшой рисунок с маленькими фигурками и объектами указывает на застенчивость, нерешительность или закрытость юного автора;
- если рисунок расположен ниже центральной линии листа – это показывает заниженную самооценку, а если весь рисунок выше центральной линии листа, тогда, наоборот, завышенная самооценка;
Обычно все, что существенно для малыша он рисует большим. А то, что малозначительно – маленьким. Рисуя своих друзей, ребенок будет рисовать большим не самого высокого, а того, кого он уважает.
Также необходимо обращать внимание на пропущенные детали в рисунке:
- если нет ног – это сообщает об отсутствии постоянства и устойчивости;
- если нет рук – это показывает на сложность в отношениях с внешним миром.
При сильно увеличенных размерах ушей на рисунке это сигнал о том, что для ребёнка очень важна точка зрения окружающих, и он показывает, что готов их слышать.
Иногда на рисунке чрезмерно увеличена голова, это указывает на то, что мысли ребенка управляют его сознанием.