В современной психологической науке интеллект понимается как общие способности к познанию, пониманию, разрешению, преодолению проблемной ситуации; способность осуществлять целеполагание, планирование; организацию и контроль собственной деятельности в процессе достижения поставленных целей.
Данная категория синтезирует все познавательные способности личности: ощущение, память, восприятие, мышление, представление, воображение.
Активность как приоритетная характеристика интеллекта
Реализация любой интеллектуальной деятельности требует активного вовлечения личности в процессы осуществления мыслительных операций, обеспечивающих успешность целеполагания, планирования деятельности по ее достижению.
Под активностью интеллекта понимают интегральное образование, которое находит свою репрезентацию в познавательной деятельности, которая выходит за рамки конкретной проблемно-конфликтной ситуации; единство мотивационных и познавательных факторов.
Структура интеллекта
В совокупности характеристик, формирующих феномен интеллекта, можно выделить следующие качества:
- любопытство – стремление личности к разностороннему познанию явления в его существенных проявлениях. Любопытство лежит в основе активности интеллекта;
- глубина ума заключается в наличии способностей личности вычленять главное, отделять его от второстепенного, необходимое от случайного;
- подвижность, гибкость ума представляет собой способность индивидуума использовать накопленный экзистенциальный опыт, оперативно исследовать предмет в системе новых связей и взаимоотношений, преодолевать шаблонность реализации мыслительных операций и поведенческих стратегий;
- логичность мышления характеризуется последовательностью рассуждений, учетом существенных характеристик исследуемого феномена, системы всех возможных взаимосвязей;
- доказательность мышления характеризуется способностью адекватно использовать факты, закономерности, которые формируют убедительность суждений, мыслительных выводов;
- критичность мышления предполагает способности строго оценивать результаты, выводы мыслительной деятельности, подвергать факторы критической обработке и оцениванию, отбрасывая неправильные, неэффективные решения, умения отказываться от неэффективных стратегий поведения.
Уровни проявления активности интеллекта
Мерой интеллектуальной активности выступает интеллектуальная инициатива, под которой понимается продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленной практическими нуждами.
Активность интеллектуальной деятельности осуществляется на трех уровнях:
- первый пассивный, стимульно-продуктивный уровень, на котором личность остается в рамках уже сформировавшихся, заданных, первоначально найденных поведенческих стратегий;
- на эвристическом уровне личность проявляет интеллектуальную активность, не стимулированную внешними факторами. Имея надежный способ решения заданных ситуаций, индивидуум продолжает осуществлять анализ состава и структуры собственной деятельности, что приводит к формированию новых, более эффективных способов реализации деятельности;
- на третьем, высшем творческом уровне выявленные субъектом деятельности эмпирические закономерности, механизмы становятся не эвристикой, не просто инструментом решения определенных задач, а самостоятельной проблемой, требующей разрешения.
Указанные уровни отражают процесс движения мысли, ее последовательное развитие от анализа единичного (на стимульно-продуктивном уровне) до уровня всеобщего изучения.
Таким образом, активность интеллекта является движущей силой процессов познания, формирования целостной картины мира, личностного развития в целом.