Социально–психологический климат — это специфическое явление, сформированное из особенностей восприятия человека человеком. Он включает оценки, мнения и чувства, которые люди взаимно испытывают друг у другу, находясь в группе.
Особенности социально-психологического климата
Оптимальный социально-психологический климат характеризуется готовностью реагировать определенным образом на слова и поступки окружающих. Для него присущи следующие особенности:
- Воздействие на самочувствие участников коллектива;
- Влияние на процесс выработки, принятия и осуществления совместных решений;
- Достижение эффективности совместной деятельности в группах (коллективах).
Социально-психологический климат представляет собой психологический настрой относительно устойчивого характера, который преобладает в группе или коллективе. Он проявляется через многообразные формы деятельности ее членов.
С помощью климата можно определить систему отношений его участников друг к другу, к трудовой деятельности, к окружающим событиям и к организации в целом. Это происходит на основе индивидуальных, личностных и ценностных ориентаций.
Любые действия руководителя или участника группы, особенно негативного характера, способны отразиться на состоянии морально-психологического климата (например, могут деформировать его). Напротив, любое положительное управленческое решение или групповое действие ведут к улучшению морально-психологического климата.
Основа и признаки благоприятного социально-психологического климата
Основа положительного социально-психологического климата представлена общественно значимыми мотивами отношения к труду у участников трудового коллектива. Оптимальным можно считать сочетание таких мотивов в том случае, когда задействованы 3 элемента:
- материальная заинтересованность к данной конкретной работе;
- проявление непосредственной заинтересованности к процессу труда;
- гласное обсуждение результатов трудового процесса.
Верным признаком благоприятного климата также считается активное участие всех членов в управлении, которое часто даже принимает форму самоуправления. Из этого вытекает другой признак, состоящий в высокой продуктивности коллективной работы.
Следующий признак — развитые межличностные отношения (контакты) в трудовом коллективе компании. Он способствует положительной установке коллектива на нововведения. В эпоху научно-технической революции, бурного развития техники и технологии производства нововведения являются неизбежными в любых коллективах.
Таким образом, социально-психологический климат представляет собой преобладающий в группе (коллективе) относительно устойчивый психологический настрой его участников, который проявляется через отношение друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к компании в целом. В его основе лежат ценности и ориентации индивидуального (личностного) характера.
Психология рассматривает социально-психологический климат с точки зрения того, что он может быть благоприятным или неблагоприятным. В качестве признаков благоприятного социально-психологического климата выступают:
- высокая требовательность друг к другу, предусматривающая доверие;
- деловая критика в доброжелательном ключе;
- достаточная информированность участников в отношении задач и состояния дел компании при их выполнении;
- свобода в выражении собственного мнения в процессе обсуждения проблем, имеющих отношение ко всему коллективу;
- удовлетворенность принадлежностью к делам компании;
- терпимость к мнению коллег и руководства;
- высокая эмоциональная включенность и взаимопомощь;
- ответственность за состояние дел в группе каждым участником.
Методы формирования благоприятного социально-психологического климата
В первую очередь, для формирования благоприятного социально-психологического климата важно комплектовать его, учитывая психологическую совместимость сотрудников. В соответствии с целями работы в коллективе необходимо сочетание разных типов человеческого поведения. В большинстве ситуаций группа, включающая представителей одного типа поведения, оказывается низко работоспособной (например, когда собираются только люди, которые ждут указания и не умеют проявить инициативу, или только любители командовать).
В ходе формирования коллектива важно соблюдать принцип подчиненности. Оптимальным считается ограничение количества лиц, подчиненных одному человеку в количестве от 5 до 7 человек. В коллективе также должны отсутствовать лишние сотрудники и вакансии, поскольку недостаток или избыток членов способен привести к неустойчивости группы. По этой причине появляется почва для напряженности и конфликтов, так как несколько лиц желают занять вакантное место и получить продвижение по работе. Если коллектив сформирован не правильно, то возникает неравномерность трудовой загрузки отдельных людей при наличии лишних лиц.
В оптимально сформированном социально-психологическом климате для сотрудников принят определенный служебный этикет, начинающийся с внешнего вида. На рабочем месте неуместной является одежда и косметика, которая слишком бросается в глаза (например, остро модные наряды, яркая косметика, обилие украшений). Определенным жестом неуважения к коллегам (клиентам) и причиной нарушения баланса социально-психологического климата является небрежность в одежде, неаккуратность, неряшливость.
В рамках хороших отношений в коллективе психологи не рекомендуют говорить за спиной коллег ничего такого, что человек не мог бы сказать напрямую. В ходе работы важно соблюдать основные правила этикета. Так, первым должен здороваться входящий. Если же накануне создалось между ним и кем-то определенное напряжение, то именно такое короткое и обязательное приветствие часто поможет снять его безболезненно для самолюбия. На работе здороваться за руку не обязательно, а если в кабинете трудится несколько человек, то и не нужно.
При осуществлении профессиональной деятельности человек должен проявлять корректность, не навязывая никому своих переживаний и не пытаясь на ком-то «сорвать зло». Использование социально-психологических методов, которые способствуют выработке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимодействия, поможет руководителю в формировании лояльного и эффективного коллектива. Это может быть увлечение персонала личным примером, тренинг, деловая игра, метод убеждения.