Сущность понятия «психическое состояние»
Психическое состояние – это устойчивая в конкретном промежутке времени характеристика психической деятельности индивида.
Все психические состояния человека занимают промежуточное положение в классификации психических явлений. Промежуточными они находятся между теми психическими процессами, которые протекают в данный момент и психическими свойствами личности, которые представляют собой устойчивую и стабильную характеристику индивида.
Психические состояния оказывают влияние на формирование у человека настроения, определяют его направленность и отношение к происходящим явлениям, действиям, событиям и окружающим людям. Ряд психических состояний являются ведущими, то есть доминирующими в структуре личности индивида и могут оказывать влияние на формирование его характера.
К психическим состояниям, оказывающим влияние на поведение индивида, относятся:
- Тревога (тревожность) – это особенное состояние, которое характеризуется психической напряженностью и возникающее в результате неопределенности или волнительного предчувствия, иногда неосознанной и неотвратимой приближающейся опасности.
- Страх – это одно из наиболее опасных эмоциональных состояний человека, которое характеризуется вариативностью предчувствия опасности, испуга, боязни и даже ужаса. Особенно опасен ужас, который может быть причиной возникновения интенсивного страха (аффекта) и завершится летальным исходом.
- Стресс – это одно из состояний психической напряженности, которое обусловлено приспособлением (адаптацией) психики человека и его организма, в общем, к постоянно меняющимся жизненным условиям.
- Фрустрация – это состояние индивида, которое выражается в определенных характерных особенностях поведения и переживаний, вызываемых объективно непреодолимыми трудностями, возможностями в процессе решения поставленных задач или достижения определенной цели.
Субъективно-оценочные методы диагностики психических состояний
Субъективно-оценочные методы диагностики психических состояний делятся на две группы.
Первая группа включает в себя методики, представляющие собой «шкалы-градусники», в соответствии с которыми обследуемый, оценивает степень выраженности каждого из указанных признаков. Для этого ему необходимо просто отметить более всего соответствующую цифру. Например, это такие методики как «АСС», «САН», «Рельеф психического состояния», «Шкала-градусник оценки состояний» и т.п.
Самой распространенной методикой, входящей в данную группу, является методика «САН».
Диагностическая методика «САН» - это методика, которая направлена на осуществление комплексной диагностики настроения, самочувствия и активности человека. Методика построена по типу шкалы Ликерта и включает в себя 30-ть пар высказываний, которые включают в себя характеристику разных психологических состояний.
Вторая группа – это группа, которая включает в себя методики, представляющие собой опросники, включающие в себя рад признаков, описывающих определенное психическое состояние.
В ходе методики обследуемый должен оценить, насколько каждый из признаков свойственен для него в данный момент. Свое мнение он выражает через оценку или с помощью выбора определенного ответа. Ответ может быть представлен в форме «да», «нет», «не совсем так», «пожалуй, так», «совершенно верно» и т.д.
В данную группу входят такие методики как «Методика Тейлора», методика «Прогноз», «Шкала реактивной и личностной тревожности», Методика «Состояние агрессии» и т.д.
Одной из самых популярных и часто используемых методик является «Опросник нервно-психического напряжения», автор Т.А. Немчина. Данный опросник содержит 30 высказываний и одну шкалу.
Использование субъектно-оценочных методик, с целью диагностики психического состояния человека, позволяет:
- Осуществить качественную интерпретацию психического состояния.
- Отделить одно психическое состояние от другого и установить феномен его содержания и возникновения.
- Осуществить оценку интенсивности психического состояния.
- Своевременно осуществить необходимую диагностику психических изменений.
- Определить индивидуальную картину психических переживаний.
К недостаткам использования субъективно-оценочных методов диагностики психических состояний относятся:
- Допускается неискренней ответ.
- Недостаточное понимание и толкование смысла определений.
- Расхождение в широте и точности описания состояний.
- Возможность влияние респондента не получаемый результат.
- Зависимости субъективных критериев оценки от индивидуального состояния диагностируемого.
Диагностические методы, направленные на изучение неосознаваемых компонентов психических состояний
К методам, которые используются с целью изучения неосознаваемых компонентов психических состояний, относятся физиологические и психологические методы.
Физиологические методы – это методы, которые по своей сущности являются психологическими и используются в основном в работе психолога.
Данная группа методов направлена на диагностику функционального состояния человека, посредством снятия психофизиологических показателей: дыхания, частоты пульса, КГР, дыхания, электроэнцефалограммы мозга и т.д.
К этой группе методик относятся: Релаксационно-активационный тест (РАТ), «Методика экспресс-диагностики функционального состояния и работоспособности человека» (автор М.П. Мороз) и некоторые другие.
Психологические проективные методики – это методики, направленные на исследование неосознаваемых компонентов психических состояний человека.
Данные методики направлены на исследование глубинных неосознаваемых переживаний, связанных как с ситуативно-обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально типологическими особенностями конкретного человека.
К этой группе относятся такие методики, как «Метод цветовых выборов (МЦВ)», «Методика изучения фрустрационных реакций» (автор С. Розенцвейга). Преимущество этих проективных методов перед субъективно-оценочными методами в диагностике психических состояний в том, что они меньше провоцируют реакции защитного характера.