Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся. Они направлены на достижение учебно-воспитательных целей и зависят от характера и целей взаимодействия субъектов.
Группы методов обучения
Педагогика и психология рассматривает 2 группы методов коллективного обучения: активные и традиционные методы. Разделение методов на данные группы обладает условным характером, поскольку все методы в рамках достижения определенных дидактических целей всегда несут в себе активность.
Методы традиционного обучения являются методами информационного (рецептивного) обучения. Они носят репродуктивный характер и направлены на передачу некоторого количества знаний, формируя навыки и умения практической деятельности.
В состав таких методов можно включить устное изложение материала (лекции, рассказы и др.); его обсуждения (семинары, беседы); самостоятельную работу, показ, упражнения и др. В общем виде для традиционных методов характерно предоставление обучающимся готовых решений как образцов.
Основная задача обучаемых при использовании традиционных методов состоит в том, чтобы выучить заданный материал и воспроизвести его в процессе контроля. Такая активность в соответствии со своей направленностью и содержанием обладает репродуктивным характером, что предопределяет приоритет развития памяти и недостаточное внимание управляемому развитию творческого мышления. Осуществление последнего происходит только опосредованно.
Методы активного обучения включают способы обучения, которые направлены на развитие у обучающихся самостоятельного творческого мышления, позволяющего квалифицированно решать задачи нестандартного типа.
Целью обучения является не только вооружение знаниями, навыками и умениями решать профессиональные задачи, но и развитие умение мыслить, культура мыслительной творческой работы. Для данных методов характерна активность познавательной деятельности учеников, тесная связь практики и теории, направленность на овладение диалектическими методами анализа и решение сложных задач, развитая рефлексия, сотрудничество и сотворчество, содействие овладению продуктивной деятельностью и соответствующим стилем мышления.
Особенности активных методов
Методы активного социально-психологического обучения являются методами активного обучения. С их помощью происходит целенаправленная реализация социально-психологических закономерностей активной учебной деятельности обучаемых в учебной или другой целевой группе.
Активное групповое обучение представляет собой любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или целевой группе (вне зависимости от содержания поставленных учебных, познавательных, коррекционных или творческих задач).
Ю. Н. Емельянов предложил условное объединение активных групповых методов в 3 основных блока:
- дискуссионные методы, включающие групповую дискуссию, разбор казусов из практической жизни, анализ ситуаций морального выбора и др.);
- игровые методы, в том числе творческие и дидактические игры (например, деловые, управленческие игры), ролевые игры (поведенческое учение, игровая психотерапия, психодрама); контригра и др.;
- сенситивный тренинг, включая тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя в качестве психофизического единства.
С. В. Петрушин предложил классификацию основных методов активного социально-психологического обучения по основным направлениям психологии, выделяя тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-психотерапию.
Использование рассматриваемых методов обучения может быть конкретизировано в рамках нескольких задач:
- Овладеть психолого-педагогическими и специальными знаниями, то есть изучаемым предметом;
- Сформировать личностные и профессиональные умения и навыки, в первую очередь, в области общения;
- Скорректировать и развить установки, которые требуются для успешной деятельности и общения;
- Развить способность адекватно и полно познавать себя и других людей;
- Корректировать и развивать систему отношений личности.
Классификация методов активного обучения
В первую очередь методы активного обучения можно разделить на групповые и индивидуальные. Первые из них включают дискуссионные (групповую дискуссию, анализ конкретной ситуации, «мозговую атаку», «круглый стол», «интеллектуальную разминку», сократическую беседу и др.), игровые (ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры) и социально-психологические методы (партнерское общение, умения, социально-ролевые тренинги и др.).
В состав индивидуальных методов активного обучения можно включить выполнение практических задач и тренировки. Если рассматривать тренинговые методы как методы активного обучения, то они направлены не на объект действительности, а на субъект (точнее, на индивидуальный либо групповой субъект). Из этого следует возможность классификации данных методов на те, которые направлены на отдельных участников, и те, которые предполагают работу с группой в качестве целого.
Сама реализация тренинговых методов происходит на 3 уровнях:
- Уровень группы с отдельным участником. Чаще всего это происходит при взаимодействии ведущего и одного участника группы или в случае демонстрации техники индивидуальной консультационной (коррекционной) работы.
- С группой в качестве единого целого. Такая ситуация может проявиться, когда тренер выдает задание, которое вся группа должна выполнить, обращаясь именно к группе (подгруппе), а не к отдельным ее членам.
- Через группу с отдельным участником с помощью средств самой группы. При внешнем рассмотрении работа на данном уровне может напоминать картинку предыдущего уровня, но здесь тренер скрыто использует групповые ресурсы для влияния на одного или нескольких членов.
Проводя анализ тренинговых методов, важно брать за основу критерии, в которых учитывается единство индивидуальных и групповых процессов, а также уровни работы тренера.