Методология научного исследования — это совокупность принципов построения научного знания, которые обеспечивают соответствие его структуры и содержания задачам исследования, а также методов проверки истинности полученных результатов и их интерпретации.
Основа методологии научного исследования
Роль методологии научного познания заключается в том, что она дает возможность определить подлинную философскую основу научного познания. На данной основе появляется возможность систематизации всего объема научных знаний и создания условий для разработки нового и еще более эффективного направления дальнейших исследований.
Главная задача методологии научного познания представлена созданием современного синтеза всех накопленных научных знаний. Это позволяет обеспечивать всестороннее применение достижений науки на практике в целях дальнейшего развития методов познания.
Таким образом, методологией исследуются методы, средства и приемы, благодаря которым приобретается и обосновывается новое знание. Помимо этого, методология занимается изучением структуры научного знания в целом, места и роли в нем различных форм познания, методов анализа и построения разных систем знания. По этой причине в методологии научного исследования принято выделять динамический и статический аспект.
Первый из них представляет собой рост и развитие научного знания, а второй имеет дело с уже готовым, имеющимся знанием. Именно поэтому динамический аспект способен раскрыть методологию научного исследования, которая ориентирована на поиск нового знания, а статический определяет методологию структуры уже существующего знания.
Если провести классификацию методологии научных исследований, то можно рассмотреть три вида:
- Методология в качестве науки о всеобщем методе исследования (общефилософское направление);
- Методология как наука об общенаучных методах исследования (общенаучное направление);
- Методология в качестве науки об общенаучных методах познания (конкретная отрасль науки).
Общефилософская методология научных исследований трактуется в виде системы общих условий и ориентиров в рамках познавательной (исследовательской) деятельности. Общенаучную методологию представляют направления, концепции и системы научного знания, которые по причине универсальности своего характера применяются в качестве средств познавательной деятельности в разных научных отраслях.
Для каждой отрасли знания характерно накопление собственного арсенала средств научного познания и научных объектов. В целом это и представляет собой методологию конкретной научной отрасли. Таким образом, методология научного исследования становится самой общей формой организации научного знания (научно-познавательная деятельность). Она включает принципы построения научного знания и обеспечивает соответствие структуры и содержания задачам исследования.
Методология теоретических научных исследований
Теоретические исследования концентрируются вокруг универсальных законов и гипотез. Для теоретического познания в целом характерна абстракция, определение. Благодаря этому происходит установка закономерностей, сущности явлений и процессов. Процесс эмпирического и теоретического познания является не только логической проблемой. Это в равной степени методологическая проблема.
Проблематика отношений, возникающих между эмпирическим и теоретическим знанием, особенно актуальна в сфере методологии. Процесс перехода от фактов к теоретическим выводам, освещение новых фактов и проблем способно привести к проявлению определенных ситуаций:
- Новые факты можно объяснить в рамках уже существующих понятий;
- Для объяснения (описания) новых фактов необходимо ввести новые термины и понятия;
- Новые факты и проблемы предполагают, чтобы для их объяснения произвели разработку специальной теории;
- Новые факты и проблемы предполагают кардинальный пересмотр исходных принципов в прежней системе взглядов.
В соответствии с направленностью и непосредственным отношением к практике отдельные направления подразделяют на фундаментальные и прикладные. Эта классификация обладает условным характером. Не зависимо от характера целей, в качестве результата фундаментальных и прикладных работ выступают новые знания.
Фундаментальные исследования представляют собой экспериментальные и теоретические работы. Их цель состоит в нахождении и описании новых, неизвестных явлений и процессов в природе, вскрытии их механизма и законов, управляющих ими. Как правило, фундаментальное направление опережает в своем развитии прикладное, формируя для последнего теоретический раздел.
Методология экспериментальных исследований
Экспериментальные исследования — это важная часть научных исследований. Само слово эксперимент произошло от латинского слова «experimentum» – проба, опыт. В научном языке и исследованиях категорию «эксперимент», как правило, используют в общем значении для целого ряда сопряженных понятий.
Основная цель экспериментального исследования представлена выявлением свойств исследуемых объектов, проверкой справедливости гипотез. На этой основе осуществляется широкое и глубокое исследование темы научного исследования.
Методология экспериментальных исследований, в первую очередь, представлена экспериментом. Постановку и организацию эксперимента определяют через его значение. Эксперименты, проводимые в разных научных отраслях, считаются отраслевыми и имеют соответствующие названия (например, химические, биологические, физические, социально-психологические и др.).
Эксперименты могут различаться в зависимости от способа формирования условий (естественный и искусственный), целей исследования (преобразующий, констатирующий, контролирующий, поисковый, решающий эксперимент), организации проведения (лабораторный, натурный, полевой, производственный эксперимент).