Сущность методологии психологии
Методология – это система различного рода предпосылок, принципов, методов и инструментов познания, которые в полной мере соответствуют сущности объектов познания.
Под методологией психологии понимают систему знаний, которые в полной мере описывают и обосновывают используемые в рамках психологии как науки методы, позволяющие получать правильные знания о существующих психических явлениях, а также понятийно-терминологический аппарат, посредством которого формируются психологические теории, которые описывают и способны объяснить явления психики.
На сегодняшний день в психологии существуют теоретические и методологические трудности и противоречия, ярко выраженные в противостоянии естественно-научного и гуманистического подходов. Также необходимо отметить существующее противопоставление научной (также называемой академической) психологии и практической психологии. Разрыв между теорией и практикой в такой науке как психология, который существовал и в более ранее периоды, на сегодняшний день в значительной мере углубился из-за многократного увеличения масштабов психологической практики.
На современном этапе развития самое важное значение методологически систематизированных научных знаний заключается в том, что они выполняют рефлексивную функцию.
Под рефлексией понимают некоторое обращение внимания субъекта непосредственно на себя и на своё сознание, в т.ч., на продукты собственной активности. В научной литературе рефлексию рассматривают как некоторое размышление, внутреннюю сосредоточенность, а также склонность анализировать собственные эмоции. Можно сказать, что рефлексия представляет собой процесс осмысления, который в первую очередь направлен на изучение себя, анализ совершенных действий, реализуемой модели поведения, отношений к другим субъектам и т.д.
Таким образом, рефлексировать означает обращать внимание непосредственно на себя или в целом на свое состояние.
Рефлексивная функция интеллектуального средства дает возможность ученому или практикующему специалисту стать в рефлексивную позицию, осознать познавательные инструменты, а также адекватность их использования.
На современном этапе развития для психологии как отдельной науки характерно увеличение области рефлексии. Одним из наиболее приоритетных направлений в современной методологии науки является рефлексия познавательных инструментов, которые находятся в распоряжении специалистов, а также влияния таких средств на познание ими объекта.
Для методологической систематизации знаний, которые выражены в рефлексивной позиции, можно выделить два типа методологического знания:
- дескриптивная методология, под которой понимают целый ряд направлений объяснительной психологии, в рамках которой предпринимаются попытки описания и объяснения психологических феноменов;
- нормативная методология, в рамках которой понимают рефлексию формально-организационной стороны исследовательской деятельности. На сегодняшний день нормативная методология играет в науке роль прежде всего предписаний и норм, которые в большей степени направлены на решение различного рода организационных проблем научно-исследовательской деятельности. Так, нормативная методология направлена на обеспечение корректности постановки возникшей проблемы не только по форме, но и содержанию, а также предоставляет наиболее эффективные инструменты для решения поставленных целей и задач, в значительной мере организационную сторону исследований.
Структура методологического знания
На современном этапе развития значение методологического знания для психологии приобретает особое значение, что прежде всего связано с особенностью психологии как науки, и отсутствием схожих с другими науками принципов.
Стоит отметить, что психология занимает главенствующее место в треугольнике, который помимо нее сформирован естественно-научными и гуманитарными дисциплинами, условно разделяемыми на две группы: социальные и философские.
На сегодняшний день для методологической систематизации знаний выделяют такие структурные уровни методологического знания как:
- уровень философской методологии, под которыми понимают философские знания, полученные посредством методов философии, которые разрабатываются, как привило, профессиональными философами;
- уровень общенаучных принципов и форм исследования, в рамках которого понимают один из видов научного познания в формировании и разработке различного рода универсальных принципов, форм и инструментов научного познания, который можно соотнести не с какой-то определенной наукой, а широких спектром таких наук. Данный структурный уровень объединяет все общенаучные понятия, где в качестве характерной черты выступает синтез обособленных признаков, свойств и понятий в сфере философии. На данном уровне исследуются универсальные концептуальные системы комплекса различного философских категорий и частных наук, а также возможность их формализации и уточнения символической логики инструментами математики.
Кроме того, в общенаучных принципах и формах исследования рассматриваются некоторые современные обще-научно-методологические подходы, теория диссипативных структур, а также методологические или логико-методологические концепции, такие как: структурализм, который получил особую популярность в антропологии, этнографии, а также методики и техники исследования, которые представляют собой некоторые нормы и требования к методам и инструментам осуществления практической деятельности в исследовательской области. Также к данному уровню относят различные нормы проведения экспериментально-психологических исследований.